Толкования на Пс. 75:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину

Содержание: И этот псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим, потому что и он описывает Божественный суд.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину

См. Толкование на Пс. 4:1

Блж. Феодорит Кирский

В конец, в песнех псалом Асафу, песнь ко Ассирианину

Прибавления: «ко Ассирианину» не нашел я в ексаплах, но есть оно в других списках. Содержание же псалма следующее: он предвозвещает события при Сеннахириме, и наказание, которому подверглось воинство его.

Евфимий Зигабен

В конец, в песнех. Псалом Асафу, песнь ко (на) Ассирианину

Слова Феодорита: Прибавления: к Ассирианину, я не нашел в шестистолбцовом творении Оригена, но только в некоторых списках его. А о значении шестистолбцового мы сказали в главе 3-й предисловия.

Мы сказали в самом начале, что в псалмах надпись: «в конец», означает пророчество и учит нас взирать на исполнение его. Посему и здесь выражение: «в конец», значит пророчество, по изъяснении евреев, об истреблении царя Ассирийского—Сеннахерима, а по разумению христиан—о погублении демонов, служителей мысленного Сеннахерима-диавола. Иначе, по словам Афанасия и Евсевия, сей псалом надписывается: к концу, поелику говорит о конце миpa, то есть, о будущем суде. Он же надписан и: в песнях, потому что этот псалом есть благодарственный Богу за победу над ассирианами. Далее об Aсафе и о песни мы сказали в предисловии. Надписывается также на ассирианина вместо: на обстоятельства Ассирианина Сеннахерима. Замечай при сем, читатель, и то, что Святый Дух с историею иудейскою соединил истины учения христианского, чтобы в одно и то же время утешить и еврея, в низшем смысле принимающего слова сии, и доставить радость христианину, высоко понимающему оные.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину

Надписание и содержание: по силе последних слов, в надписи положенных, песнь ко Ассирианину, которых в Еврейском тексте нет, блаженные отцы, Феодорит и Евфимий, мнят, что в сем псалме описывается победа, которую одержал благочестивый Израильский царь Езекия над Сеннахиримом, царем Ассирийским; а в смысле высочайшем без сомнения проповедуется здесь победа людей избранных, которую одерживают они над всеми врагами, как видимыми, так и невидимыми.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину

По надписанию LXX и в Вульгате, псалом этот относится к поражению ассириан (ко Ассирианину), очевидно, тому, какое происходило при Сеннахериме (Пс. 37,36); это неоспоримо подтверждают и внутренние основания (ср. Ис. 45).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину

Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался «ведом» всюду, имя Его стало великим (ст. 2), когда многочисленные враги погибли (ст. 6-7) и земля успокоилась (ст. 9) благодаря чудесной помощи Бога (ст. 10). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4 Цар 19 гл. У 70-ти и в Вульгате в надписании сделана прибавка «к Ассириянину».

Прот. Григорий Разумовский

В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко ассирианину

Особенность сего надписания составляют последние слова его: песнь к ассирианину, – которые ясно указывают на отношение сего псалма к бывшему при царе Езекии асссирийскому нашествию на Иудею. Но и помимо этого внешнего свидетельства, указывающего на время происхождения сего псалма, он, по самому содержанию своему, представляет много ясных признаков отношения его обстоятельствам Сеннахиримова нашествия на Иудею и во многом очень близко соприкасается с историею сего события, как она изложена в 4-й книге Царств (4 Цар. 18:37, 19:1–37), во 2-й книге Паралипоменон (2 Пар. 32:1–23) и у пророка Исайи (Ис. 36 и 37). Все это видно будет из рассмотрения и объяснения самого псалма, о котором и можно потому сказать, что он, равно как и предшествующий ему 74-й псалом, составлен одним из потомков Асафа (псалом Асафу), в царствование Езекии, по случаю избавления Иерусалима от бывшего тогда ассирийского нашествия, и воспет был (в песнех) Асафовым хором, в благодарность Богу за совершенное Им чудесное истребление пред самым Иерусалимом могущественного ассирийского воинства, как о том незадолго предсказано было Исайей (Ис. 30:29–32). По словам св. Афанасия Александрийского, «сей псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим, потому что и он описывает Божественный суд» [3, с. 256]. Главная разница в содержании предыдущего псалма (Пс. 74) состоит в том, что он прославляет Бога Иаковлева в ожидании скорого суда Его над беззаконными, еще прежде совершения чудесного избавления Иерусалима, вслед за предсказанием о том Исайи пророка, тогда как сей (75) псалом выражает благодарность Богу и прославление Его за совершенное уже избавление.

Объяснение священной книги псалмов.