Толкования на Пс. 76:8

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 8-9 еда во веки отринет Господь и не приложит благоволити паки? или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род

«Еда во веки отринет Господь: и не приложит благоволити паки?Или до конца милость Свою отсечет?» Ужели совершенно отрекся от нас, и признал нас чуждыми Своего попечения?

«Сконча глагол от рода в род». А Симмах перевел так: окончил слово о каждом роде. И того убоялся я, говорит Пророк, что наперед из начала произносит определения о каждом роде, ведая дела каждаго рода

Евфимий Зигабен

Еда во веки отринет Господь и не приложит благоволити паки

Сии и последующие за сими слова выражают недоумение до слов: и я сказал: ныне я начал. Я, говорит, испытывал, неужели Бог совершенно удалил от нас промысл свой, и более не будет доволен нами? Ибо то означает выражение: неужели не будет благоволить более?

Толковая Псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 8-9 еда во веки отринет Господь и не приложит благоволити паки? или до конца милость свою отсечет, сконча глагол от рода в род

Сей есть плод тех испытаний, в которых упражнялся Пророк нощию сердцем своим. Между тем прикровенно означает, что он от долговременнаго продолжения зол почти совсем изнемог. Ибо не прежде произнес сей глас, как разве по долговременном терпении, так что доселе и подумать не смел, чтобы Бог когда-либо умилостивился. Впрочем, прилично сказал: еда не приложит благоволити паки? Понеже Бог с тем намерением являет к нам благоволение Свое, дабы оное до конца жизни нашей продолжить, но мы часто лишаемся онаго по причине грехов наших. Итак, не жалобу приносит на Бога, но, сам с собою разсуждая, умословствует от свойства Божия, что нельзя тому статься, чтоб Бог не продолжил благоволения Своего к благочестивым людям, которых Он единожды навсегда отечески возлюбил. Почему как здесь из благоволения Божия, яко из источника, вывел те благодеяния, которыя от руки Его приемлют верные, так немного после присовокупляет милость, глаголя: или до конца милость Свою отсечет? Аки бы сказал: Бог, Котораго существо есть неизменно, пресечет ли течение отеческия милости Своея? Отсюду видим, каким образом Пророк чрез противоположение милости Божией отражает приражения искушений. Следующими вопросительными словами: егда сконча глагол от рода в род? означает, что Бог не положил непременнаго и вечнаго определения, дабы никогда не примиряться с человеком. Между тем однако прикровенно назнаменует, что он лишается всякаго утешения, понеже к подкреплению веры не имеет никакого обетования. А сие есть крайнее для человека несчастие, когда Бог отъемлет у него то, в чем заключается спасение его. Здесь, ежели скажет кто, что тот не мог лишен быть Божия глагола, у кого закон был в руках, – на сие ответствуем, что по тогдашним обстоятельствам времени нужны были особенныя для людей обетования. Почему и во псалме Пс. 73:9 жаловались верные, что они не видели обыковенных знамений и не имели к тому Пророка, который бы утешил их. А Пророк имел обыкновение в случаях сомнительных и трудных вопрошать Бога, от Котораго и получал ответы. Сие утешение ежели в тогдашних злоключениях было отнято у Давида, то он справедливо сетует, что не имеет глагола, могущаго подкрепить веру его. К сему присовокупи и то, что хотя иногда слово Божие и приносится к нам, однако оно не вселяется в нас; понеже так бываем стеснены горестию, что никакого утешения не приемлем. Поистинне, такое состояние весьма печально и горестно, однако оно не должно угашать в нас охоты к молитве. Сего ради присовокупляет:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

еда во веки отринет Господь и не приложит благоволити паки

Меня не оставляла мысль, что Бог теперь навеки отверг Свой народ, никогда не помилует его; и тогда я в тоске взывал: еда во веки отринет и пр.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 8-10 еда во веки отринет Господь и не приложит благоволити паки? или до конца милость свою отсечет, сконча глаголгол от рода в род? еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе своем щедроты своя

Результат этого пытливого отношения к действительности - самый грустный: он видит полную оставленность Богом еврейского народа. Отсюда возникает недоумение: «неужели навсегда отринул Господь?» «Неужели навсегда… пресеклось слово Его в род и род?» Под «словом» здесь разумеется не откровение Бога народу, так как таковое тогда сообщалось в проповеди пророка Иеремии, но, в согласии с последующим содержанием, перечисляющим факты чудесной помощи Бога своему народу, слово означает вообще Божественное благоволение, Божественную защиту и помощь.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 8–10 Еда во веки отринет Господь и не приложит благоволити паки? Или до конца милость Свою отсечет, сконча глагол от рода в род? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе Своем щедроты Своя

Отдавшись ночным уединенным размышлениям, псалмопевец задает себе такие вопросы: Господь Бог, всеблагий и многомилостивый, Который в прежние времена с любовью и благоволением, как нежный и попечительный отец, относился к народу Своему, ужели навсегда (еда во веки) отринул сей народ и не будет более оказывать ему Своего благоволения! Правда, что народ сей своими грехами, своими частыми отпадениями от веры в Бога в идольское нечестие и участием в идольских мерзостях безмерно прогневлял Бога; но Господь Бог долготерпелив и многомилостив, по существу Своему, и, как неизменный в существе Своем, ужели на сей раз Он допустит изменение, и Свои милости к народу Своему до конца отсечет, прекратит навсегда? Неужели Тот, Который «помнит завет Свой» с народом, – «слово, которое заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму и с клятвою подтвердил Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный» (Пс. 104:8–10), неужели это слово Его пресеклось, сконча глагол от рода в род? Правда, Господь и в древние времена угрожал гневом Своим нарушителям завета Своего и отступникам от Него (Втор. 6:15, 7:1–4 и др.), и люди многократно наводили на себя праведный гнев Его и были жестоко Им наказываемы (см. напр., Числ.25:3–4, 11:1–2 и др.); но милость Свою Господь не отнимал навсегда, и глагол Его к народу, чрез пророков и других избранников Его, не прекращался. А ныне мы не видим уже ни милости Божией, ни щедрот Его: один только праведный гнев, за наши грехи и нечестие, преследует нас в лице многочисленных врагов наших. Неужели Бог забыл миловать! Неужели во гневе затворил щедроты Свои?

Объяснение священной книги псалмов.