Толкования на Пс. 77:3

Свт. Афанасий Великий

Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам

И отцы наши поведаша нам. Что слышали мы от отцов, все то узнали в пришествие Его, видя дела Его.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам

См. Толкование на Пс. 77:2

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 3-4 Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам: не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы Его, и чудеса его, яже сотвори

«Елика слышахом и познахом я». – Потом указал, кто учители этому. «И отцы наша поведаша нам. Не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы Его, и чудеса Его, яже сотвори», то есть, древле и в начале самовидцы чудес научили сему своих детей, а они учение сие предали потомкам. Поступили же так, повинуясь Божию закону. Ибо сие присовокупил Пророк.

Евфимий Зигабен

Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам

Елика (О сколько!) слышахом и познахом я

Здесь выражение: елика, не относится к гаданиям, но принимается безотносительно за удивление, вместо: о сколько мы слышали как от учителей, так и из Божественных писаний. Давид хочет выразить, как много благодеянии произвел Бог для древних евреев и как напротив того евреи огорчали и оскорбляли Бога, в последствии времени и сколько бедствий перенесли они за то, что огорчали Его. Далее: слышали мы, говорит Господь от лица своего по причине, как говорит Феодор, восприятия человечества; так как и Он, по человечеству своему, слышал о сем, подобно нам. А выражение: узнали их, то же, что удостоверились в них; мы не слышали, говорит, только (просто), но и достоверно узнали о сем.

Другой говорит: Быть может и ученики в ответ говорят: сколько мы слышали и познали. Но не всем принадлежит слышание и знание, но только тем, которые разумеют сии слова. Слова Афанасия: Чему, говорит, мы слухом научились от отцов, все сие мы узнали из дел и явления самого Христа. Дидим: Те, которые имеют ум Христов, разумеют сие духовно. Ибо отцы по плоти рассказывали, а они знанием породили других, чтоб и они поведали потомкам своим.

Слова Оригена: Выше Христос говорит в единственном числе, а здесь во множественном, как бы оставляя высоту своего Божества, вещая по человечеству и принимая к себе и сродников своих но плоти и учеников. Ибо когда предлагает им свой закон; то тогда говорит с царскою властью от лица одного, а кратко изъясняя древние чтения, делает слова свои общими. Сказал: «И мы слышали», по причине восприятия (им человечества).

И отцы наши поведаша нам

Сказав прежде: мы услышали, здесь прибавляет от кого, от отцов наших, где отцами называет не естественных (отцов), потому что нельзя сказать, чтобы естественные родители, которые были еллины и без закона, научили верующих из язычников, но говорит об отцах по усыновлении, как говорит Ориген, каковы были Моисей и прочие пророки и священные писатели, а сверх сих и изъяснители их и учители народа, как мы сказали. Ибо Сын древних оных отцов и пророков был Христос по матери своей; также (были сыны их) Христовы Апостолы, а сыны сих, то есть, Христа и Апостолов суть весь христианский народ.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 3-4 Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам: не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы его и чудеса его, яже сотвори

Здесь, по-видимому, есть некоторое в словах противоречие. Мы видели, что Пророк обещал говорить о вещах великих и сокровенных, а здесь напротив глаголет, что учение будет общее и чрез предание дошедшее. Где убо те гадания, о которых недавно упомянул? Сей вопрос решить можно тем, что хотя Псаломник повествует о делах известных и простому народу, но изображает оныя высоким и величественным штилем, дабы чрез то сильнее подвигнуть сердца людей и приобресть себе большее внимание. А чтоб удалить от них всякое сомнение, для того говорит, что он ничего новаго предлагать не будет, но изнесет на среду такия вещи, которыя всем известны и без всякаго прекословия приняты в церкви. Сего ради упоминает не токмо о слухе, но и присовокупляет познание, глаголя: елика слышахом и познахом. Ибо как много носится по свету и таких слухов, которые не заслуживают никакого вероятия, и многие люди ничем так не занимаются, как баснями: сего ради Пророк не без причины все слышанное запечатлевает известным и несомнительным свидетельством отцев, наипаче же таких, которых сам свидетельствовал Бог и коим в залог предал небесное учение Свое с тем, дабы оно, переходя из рук в руки чрез непрерывное течение веков, достигло до последних родов. Сего ради далее глаголет: не утаим от чад их, то есть, не скроем, от потомков наших ничего, но все, что предано было нам от предков, потщимся перенесть в род ин, то есть, сообщить их детям и внучатам, дабы никто не имел причины извиняться неведением. Потом и конец или намерение таковаго препосылания показывает, глаголя: возвещающе хвалы Господни, и силы его, и чудеса его, яже сотвори. Но поелику одного согласия людей к совершенной достоверности учения не довлело бы, сего ради Пророк поступает далее, поставляя Бога виновником онаго: и потому извествует, что отцы не по своему произволению, но по повелению Божию преподавали детям учение сие.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам

Рассказы, слышанные псалмопевцем и его древнейшими современниками от предков, пусть они передадут своим детям, молодому поколению. Познахом – познали глубочайший нравственный и типический смысл этих событий.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 3–4 Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам: не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы Его, и чудеса его, яже сотвори

В первых двух стихах пророк говорит в единственном числе, а далее, с 3-го стиха, говорит он же и от своего же лица, но уже во множественном числе, как бы ведя общую беседу с предстоящим пред ним народом. Это наводит на мысль, что первые два стиха составляют предисловие ко всему сказанному в последующих стихах псалма. А потому и выражения елика слышахом и познахом… и проч. – относятся здесь не к предыдущему, а к последующему (ст. 4); но они имеют некоторую внутреннюю связь и с предыдущим, так что для более ясного понимания их и для отклонения кажущегося противоречия с предыдущим, всю речь сих (2–4) стихов нужно выразить так: хотя речь моя, говорит пророк, будет кратка и отрывочна, уста мои будут изрекать притчи, и я намерен проповедовать загадками о том, что было в старину; тем не менее, что слышали мы, и о чем достоверно известно всем, и отцы наши рассказывали нам, мы не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господню и силу Его, и чудеса Его, которыя Он сотворил.

Объяснение священной книги псалмов.