Толкования на Пс. 77:5

Свт. Афанасий Великий

И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили

И закон положи во Израили. Отцам их дал Закон и скинию свидения, руководя их Законом к познанию Спасителя человеческому роду, пришедшего по исполнении времен.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 5-6 И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили, елика заповеда отцем нашым сказати я сыновом своим, яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим: да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут

Какое «откровение»? Или, когда? Когда Бог боролся с ним при потоке Иакова, а несомненно, что боролся Бог в образе человека и признал себя побежденным Иаковом, когда сказал: «отпусти Меня, ибо взошла заря» (Быт. 32:26) на что Иаков ответил: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Вот это чудное явление и есть свидетельство, ко­торое дал Христос в напоминание Своего богоявления по плоти.

«И закон положил в Израиле: что заповедал отцам нашим, то (они должны) передавать сыновьям своим». Для того, говорит он, положил закон во Израиле, хотя и знал, что израильтяне будут преступать и нарушать постановления, чтобы сделать известным сыновьям своим (каковые суть обратившиеся, как мы сказали, из язычников), что заповедал отцам нашим. Ради нас, следовательно, народ иудейский получил закон, потому что мы соблюдаем этот закон по духу и соответ­ственно с целью Законодателя. Еще яснее указывают на это сле­дующие слова: «да знает род иной, сыновья, имеющие родиться, и восстанут, и поведают о сем сыновьям своим». Какой род? «сыновья, имеющие родиться». Видишь ли, что пророк говорит о язычниках? В то время они еще не родились для истинного богопочтения, но имели родиться чрез крещение, почему и называются справедливо сынами, имеющими родиться. Так как они пали чрез идолослужение, то пророк хорошо предрекает их восстание чрез веру во Христа: «и восстанут, и поведают о сем сыновьям своим, дабы возлагали на Бога надежду свою, и не забывали дел Божиих, и заповедей Его искали». Вот истинное ведение о Боге, – передавать это ведение и другим и рождать себе сынов чрез научение заповедям. Это и делают уве­ровавшие во Христа, потому что они никому не завидуют в богопо­знании, и те, которые раньше уверовали, не хотят преграждать путь другим, но убеждают иметь надежду на Бога, не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его. Это проповедуется каждый день Цер­ковью всем – и своим и чужим; здесь Павел вещает всем без различия полов: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). Не так поступали книжники и фарисеи, которые взяли ключ разумения и никому не дозволяли войти. На это указал Христос, когда возвещал им горе (Мф.23:13; Лк.11:52).

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили

Свидением называет сооруженную в пустыне скинию, потому что имела она в себе скрижали свидения. Ибо закон, как говорили мы прежде, называет и заповедями, и свидениями, и судьбами, и оправданиями. Яснее же сказано сие нами в псалме осьмьнадцатом.

елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим

Оным законоположением, говорит Пророк, Бог повелевал, чтобы повествование о чудесах отцы передали детям, как некое наследие.

Евфимий Зигабен

И воздвиже свидение (поставил свидетельство) во Иакове, и закон положи во Израили

Изъяснением слов: поставил свидетельство во Иакове, служат следующие за ними: закон положил во Израиле, потому что речение: поставил, значит одно и то же, что и положил, также, свидетельством называется закон, как мы сказали в 18 псалме; и Иаков Израилем, когда удостоился бороться с Богом. Наконец, послушай какой это закон.

Феодорит: Свидетельством называет поставленную в пустыне скинию, как имевшую скрижали свидетельства, то есть, закон. Сие то, говорит, чрез оное законодательство заповедал, чтобы, как некий жребий, отцы передавали детям повествование о чудесах. То же самое говорят и Исихий и Aфaнacий, что свидетельство было скиния, где Кивот, при котором закон, херувимы, очистилище и светильник, и трапеза и предложенные на ней хлебы. К сему присовокупляет еще Афанасий: Закон, говорит, дал отцам их, руководствуя их к познанию посредством закона, пришедшего в свои времена к роду их Спасителя. Но поелику они преступили сие свидетельство и закон; то Он совершил другое свидетельство для Себя — тело, которое есть храм обитающего в нем Бога-Слова. Ибо, разрушьте, говорит, храм сей и в три дня воздвигну его. То самое говорит и Евсевий.

елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим

Бог, говорит, положил в закон евреям сие: чтобы то, что Он повелел (хранить) отцам нашим, они в свою очередь сказывали и передавали своим детям.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 5-6 И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили, елика заповеда отцем нашым сказати я сыновом своим, яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим

Под именем закона не разумеется здесь закон нравственный, содержащийся в десятословии, но закон частный, данный на тот конец, дабы Израильский народ, памятуя избавление свое от Египта, навсегда хранил повиновение к Богу. Таким образом Пророк в первом стихе разумеет, что Бог не токмо сильною рукою приобрел Себе Иудеев, но и запечатлел милость сию законом, дабы она никогда из памяти их не выходила. В следующем стихе подтверждает то же, что сказал о распространении учения в роды как бы чрез некое преемство. Отсюду видим, что закон оный дан был не на один токмо век, но отцы долженствовали препосылать его к детям, как бы некое драгоценное наследство, которое бы, переходя от единаго преемника к другому, никогда не пропадало, но пребывало цело даже до скончания века. Глагол, воздвиже, положен вместо постави, или положи. Слово свидение означает то же, что закон, потому что свидетельствует людям, в чем состоит Божия воля, и в чем неблаговоление, как сказано пространнее в Пс. 18.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили, елика заповеда отцем нашым сказати я сыновом своим

Это повелел Сам Бог, чтобы последующее поколение сохраняло сведения о делах Божиих в древние времена, и ввиду этого образовало из себя верующий, искренно преданный Богу народ, а не такой вероломный, как были отцы. Бог дал отцам закон (заключающийся в Исх. 13:8, 14; Втор. 4:9, 23; 6 и д.), передать этот закон своим детям, чтобы дети (вследствие этого закона) получили познание о великих делах Божиих. Свидения (постановления) и закон, который Бог начертал отцам, содержат в себе, что нужно их (т.е. чудеса) возвещать сыновьям, чтобы о них знали и потомки.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили, елика заповеда отцем нашым сказати я сыновом своим

«Он постановил устав в Иакове, положил закон в Израиле» – Бог издал законы для всего еврейского народа не с целью их постоянного изменения, но для непреложного и точного исполнения.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 5–6 И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили, елика заповеда отцем нашым сказати я сыновом своим, яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим

Первое и второе изречения первой половины 5-го стиха выражают одно и то же, повторяя, по свойству священной еврейской поэзии, различными словами одну и ту же мысль, потому что слова воздвиже и положи имеют одно и то же значение; во Иакове значит то же, что и во Израили: тем и другим именем назывался один и тот же родоначальник израильского народа – сын Исаака и внук патриарха Авраама, Иаков. Равно как и слова свидение и закон означают почти один и тот же предмет. Свидение значит «свидетельство, откровение» или «объявление воли Божией, записанное в книгу». Такое откровение дано было Иакову и его потомству, которое сохранялось сначала устно и по преданию и преемству чрез отцов, а потом чрез книги Моисея-пророка. То же самое значит и закон. Он выражает волю Божию, показывает, чего желает и требует от нас Бог и как воздает за исполнение или нарушение Его повелений и заповедей. «Свидением, – говорит блж. Феодорит, – называет пророк сооруженную (и воздвиже) в пустыне скинию, потому что она имела в себе скрижали сведения» [6, с. 367]. И то и другое, т.е. и устроение скинии свидения, и положенные в ней скрижали Закона даны для того, чтобы сохранить сведения и познания о делах Божиих в древние времена, чрез передачу тех свидений от отцов к детям. Бог заповедал, говорит пророк, отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, имеющия родиться, и чтобы эти в свою очередь возвещали и передавали все узнанное ими своим детям.

Объяснение священной книги псалмов.