Толкования на Пс. 77:34

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 34-35 Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть

Истинная добродетель в том, чтобы всегда памятовать о Боге, чтобы призывать Его помощь и в благополучии, потому что если мы бу­дем помнить Его в счастье, то и Он вспомнит о нас в несча­стье. Искать же Бога по нужде, когда Он наказывает, значит обра­щаться к Нему не сердцем, а только по необходимости исповедо­вать, что Бог помощник и избавитель; поступать так свойственно злым и неблагодарным рабам, для которых господин не будет знать милости, видя их вынужденное признание; тем более (посту­пит так) Бог, который знает лицемерие лукавых и злых людей и ясно предвидит то, что затем последует.

Беседа на псалом 77.

Свт. Филарет (Дроздов)

Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу

Иным кажется во время бедствия, что они способнее были бы славить Бога во время благополучия, и что потому не на пользу послано им бедствие. Мечта! Нам часто кажется, что, по пословице, там хорошо, где нас нет: но самая сия пословица смеется над сею мечтою. Ты думаешь, что славил бы Бога, если бы не был несчастлив, а напротив был осыпан Его благодеяниями: вероятно, потому что не трудно. И безсловесное оказывает ласку тому, кто дает ему корм. Не к великой же добродетели ты себя располагаешь! Не много же, видно, дорожишь добродетелию более возвышенною, хотя более трудною! Но если ты ленив и низок для добродетели трудной и возвышенной: то не ручайся за себя, что и для добродетели низшей и легчайшей ты не был бы также ленив и низок. Перестань мечтать, и посмотри на опыты. (Втор. 32:15) Посмотри опять на того же Израиля во время бедствия, и узнай, препятствовало ли оно, или напротив помогало ему славить Бога. «Егда убиваше я, – сказует Псалмопевец, – тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утренневаху к Богу; и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть». Видишь ли, что и благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия. Не завидуй же благополучию; и не унывай в бедствии. Помышляй, что и тебе послано бедствие, или предохранить тебя от неблагодарности и забвения о Боге, до которых в благополучии могла бы довести привязанность к земным благам и удовольствиям; или очистить тебя от действительных грехов прошедших дней благополучных; или призвать тебя к высшей добродетели, чтобы не только сделать тебя более безопасным от ада, но и доставить тебе более светлый венец на небе.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 34-35 Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утренневаху к Богу. И помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть

Человеколюбивый Владыка не напрасно налагал на них узы; потому что немалую пользу получали от сего. Наслаждаясь благами, не чувствовали сего, а наказываемые, начинали испрашивать Божия человеколюбия.

Евфимий Зигабен

Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утреневаху к Богу

Егда убиваше я, тогда взыскаху Его

Когда Бог благодетельствовал им, они не хотели знать небесного дара, а когда наказывал, то становились благоразумнее.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 34-37 Егда убиваше я, тогда взыскаху его и обращахуся и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть: и возлюбиша его усты своими, и языком своим солгаша ему: сердце же их не бе право с ним, ниже уверишася в завете его

Сими словами увеличивает преступление Израильтян. Ибо будучи изобличены во грехах, хотя и признавались, что праведно терпят наказание, однако не от чистаго сердца покорялися Богу, паче же гнусным притворством своим ругалися Ему. Таковое нечестие поистине неизвинительно было в них. Ежели человек с ума сшедший не чувствует глупых поступков своих, то ему прощается: а кто, принужден будучи признаться в повинности своей, пребывает неисправен, или употребя притворное умоление, тотчас обращается к тем же порокам, таковый доказывает неизлечимую злобу. Сего ради Пророк показывает, что казни, коими принужден был ожесточенный народ оный ко взысканию Бога, были необыкновенныя: и повествует, что Израильтяне не токмо изобличены были в беззакониях, но и возчувствовали важность избавления своего, которое вышло у них из памяти. Сим образом отъемлет у них всякий предлог ко извинению, аки бы сказал, что они не неумышленно или по неведению, но с намерением вероломство соделали, и тем привлекли на себя гнев Божий, так как и сам Бог на тот конец открыл им очи, и из тьмы извел на свет лицемерие их, дабы яснее увидели пагубную злость свою. Обличая же лицемерие их и показывая, что они не от прямаго сердца признали вину свою, и не дали славы Богу за избавление их, глаголет: возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему, не потому, чтоб не было в них признания, но что исповедание уст, не от сердца происходящее, было притворное. Сего ради открывая причину и источник притворства, присовокупляет: сердце их не бе право пред Ним, ниже уверишася в завете Его: аки бы сказал, что все то есть ложь и обман пред Богом, что не от чистаго и прямаго сердца происходит. А понеже таковое чистосердечие повсюду требуется в законе, сего ради яко преступников и вероломных обличает всех тех, кои не чтут завета Божия с надлежащею верностию.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Егда убиваше я, тогда взыскаху его и обращахуся и утреневаху к Богу

Они все-таки продолжали грешить. Когда же Господь посылал на них бедствия, и они взывали к Нему, Он спасал их

Как только евреев постигали бедствия, они «с раннего утра», тотчас же обращались к Богу. Их преданность Господу была нетвердой и непостоянной.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 34–37 Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть: и возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в Завете Его

В этих стихах пророк изображает лицемерное отношение израильтян к Богу, во время сорокалетнего странствования их по пустыне. Как добрый отец проводит за руку малых детей своих чрез неизвестные и опасные места, так Господь Бог вел израильтян в обетованную землю, чрез суровую и бесплодную пустыню. На этом пути их. Господь Бог являл им различные благодеяния и скорую своевременную помощь, а они, вместо благодарности, выражали недовольство и ропот. Он творил многие и различные чудеса для них, а они не признавали в этих чудесах силы Божией и не веровали словам Его. А когда подвергал их, за такое упорство в неверии и нечестии, жестоким наказаниям, даже смерти, егда убиваше их (ст. 31), они искали Его, обращались к Нему с молитвою и с раннего утра (утренневаху) прибегали к Богу; они вспоминали тогда, что Бог – прибежище им и таинственный помощник во всех нуждах их, что Бог Всевышний есть их избавитель от всяких бед. Но все это было только минутным выражением сознания силы Божией, а не искренним обращением к Богу: они льстили Ему устами своими, только на словах выражая любовь (возлюбиша Его) к Нему, и языком своим лгали Ему. Они поступали так же, как и современные Исайи потомки их, которых от лица Божия сей пророк обличает в таких словах: «Этот народ приближается ко мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13). Так и у израильтян, ведомых Богом в обетованную землю, сердце было не право пред Господом, и они не были верны Завету Его, который постоянно нарушали.

Объяснение священной книги псалмов.