Толкования на Пс. 77:42

Свт. Афанасий Великий

И не помянута руки Его в день, в он же избави я из руки оскорбляющего

Исчислив блага, дарованные им в море и в пустыне, описывает другой способ благодетельности, и именно, бедствия постигшие врагов. Таковы были: преложение реки в кровь, песьи мухи, жабы, ржа, пруги, град, слана, огнь, послание ангелов лютых и все прочее до гибели первородных.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 42-43 и не помянуша руки Его в день, в оньже избави я из руки оскорбляющаго: якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе

Рукою Бога, т.е. Отца, опять пророк справедливо называет Сына, потому что «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3), как и другой пророк говорит: «рука Господня соделала это» (Ис.41:20), Итак, они не вспомнили и Того, Кто избавил их от руки притеснителя – фараона, в день исхода, когда Он в полночь пришел и поразил первенцев египетских, сотворил знамения в Египте и чудеса на поле Танеосе, составлявшем владения фараона. Говорим это не по­тому, чтобы хотели устранить участие Отца в совершении тогдашних чудес, а потому, что все, что совершает Отец, творит так же и Сын. Под знамениями пророк разумеет то, что совершается сооб­разно с законами природы, как напр., саранчу (потому что ей по природе свойственно уничтожать плоды), а под чудесами – то, что выше природы, таким чудом были напр., жабы, потому что по природе им не свойственно бегать и жить вне вод. Такими же были и град, соединенный с огнем, и река, превращенная в кровь, потому что и то и другое чудо совершилось вопреки природе.

Беседа на псалом 77.

Блж. Феодорит Кирский

Не помянуша руки Его, в день в оньже избави я из руки оскорбляющаго

Не захотели привести себе на мысль прежния благодеяния, разсудить о силе Божией, которою освобождены были от египетской работы. Потом исчисляет Пророк бывшия там чудеса.

Евфимий Зигабен

И не помянута руки Его в день, в он же избави я из руки оскорбляющего

И не помянуша руки Его

Под рукою Божественною разумеет силу благотворившую евреям и озлоблявшую врагов их.

В день, в онже избави я из руки оскорбляющего. Здесь нужно подразумевать прежний глагол: не помянуша. Под оскорбляющим же разумеет Фараона.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 42-43 и не помянуша руки его в день, в оньже избави я из руки оскорбляющаго: якоже положи во Египте знамения своя, и чудеса своя на поли Танеосе

Пророк продолжает укоризны свои далее, показывая, что и одно памятование Божиих благодеяний могло бы обуздать дерзость Израильтян, ежели бы они не забыли всего того, что видели и опытом познали. Ибо от сего нечестиваго забвения родились в них дерзость и сопротивление Богу. Под именем руки Божия разумеется Божия сила чрез фигуру метонимию. А как при самом начале изведения Израильскаго народа из Египта, Божия рука новым и необыкновенным образом распростерта была, а Израильтяне оную забыли, сего ради Пророк на сие нечестие сильно вооружается здесь, почитая за невозможное дело вменить ни во что, или скоро забвению предать то, что надлежало им памятовать вечно. За сим упоминает о нескольких опытах Божия силы, которые, во-первых, нарицает знамениями, а потом чудесами, чем паки обличает гнусную народа Израильскаго нечувствительность. О поле Танеосе сказано выше, что это был столичный город во Египте, Еврейски Цаон нарицаемый.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

и не помянуша руки Его в день, в оньже избави я из руки оскорбляющаго

И они также искушали и раздражали Бога, не помнили милостивого избавления из Египта и всех чудес, сопровождавших оное, не помнили спасительного водительства в пустыне, чудесного поселения в обетованной земле.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 42–48 И не помянуша руки Его в день, в оньже избави я из руки оскорбляющаго: якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе: и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют. Посла на ня песия мухи, и поядоша я, и жабы, и растли я: и даде рже плоды их, и труды их пругом. Уби градом винограды их и черничие их сланою: и предаде граду скоты их, и имение их огню

Выражение: не помянуша руки Его значит то, что израильтяне не помнили, или не сознавали вполне власти и силы Божией и своей всецелой зависимости от Бога. Из руки оскорбляющаго – значит: «от власти фараона, царя Египетского». Знамения и чудеса – оба эти слова в Священном Писании означают одно и то же (см. Исх. 7:9), но можно усмотреть и некоторое логическое различие между ними: знамение (signification, или signum), как знак, или доказательство силы сверхъестественной, Божественной, а чудо (miraculum opus, или – ostentum, prodigium) как очевидное и дивное дело Божие и тоже – сверхъестественное предзнаменование. На поли Танеосе – в окрестностях столичного города Таниса (см. объяснение ст. 12). Пророк кратко перечисляет здесь те чудеса, которые Господь Бог совершил в египетской земле, близ города Таниса, пред исшествием евреев из Египта. Не признавая силы Божией, как бы так говорит он, израильтяне не помнили руки Его, забыли то время, или тот день, когда Бог избавил их от власти мучителя (оскорбляющаго) фараона, когда Он сотворил знамения в Египте и чудеса Свои на земле Таниса, – когда Он превратил воду в реках и во всех потоках в кровь, чтобы они не могли пить, – когда послал на египтян песиих мух (насекомых в виде ядовитого комара), чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их, – когда земные произрастения, плоды египтян, Господь отдал гусеницам и все плоды полевых работ их истребил саранчою (даде пругом), – когда виноград их побил градом и сикоморы (черничие – «дикую смоковницу») их заморозил льдом, – когда избил градом весь скот у египтян и все имение их, заключавшееся в стадах, предал огню от молний (Исх. гл. 7–10).

Объяснение священной книги псалмов.