Толкования на Пс. 79:6

Свт. Иоанн Златоуст

Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру

«Доколе», сказано вообще, потому что пророки до тех пор пи­тались слезным хлебом и питьем, оплакивая род человеческий, пока сам пришедший Христос не стал хлебом и чашей жизни. Хорошо сказал пророк: «в меру», показывая, что у Бога нет ничего без меры, но все – гнев ли, наказание ли – насылается для пользы людей по правилу и мере.

Беседа на псалом 79.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру

Благость Божия иногда питает нас хлебом слезным, обращая наши мысли и сердца к Себе, удаленные довольством и счастием.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Напитаеши нас хлебом слезным: и напоиши нас слезами в меру

Здесь переменено время, и другие переводчики представили сие, как уже совершившееся: напитал нас хлебом слезным, и напоил нас слезами в меру. Говорит же Пророкь: и пищу и питие нам растворил Ты слезами; потому что сетуя и воздыхая вкушаем необходимую пищу. Соделал же Ты сие, соразмеряя наказание с грехами. Так и Господь говорит: в «нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф.7:2). Меру сию видел и Пророк Захария, предвозвещая гибель Вавилона, (Зах.5:9–11); ибо сказал, что видит двух жен, которыя имеют крылья вдодовы, и несут меру, и которым повелено отнести ее в вавилон. А из этого познаем правдивость Божия определения.

Евфимий Зигабен

Напитаеши нас хлебом слезным и напоиши нас слезами в меру

И здесь подразумевается общее наречие: доколе; доколе, говорит, будешь давать нам в пищу хлеб со слезами, и вино в питие также со слезами? Сими словами иудеи показывают, что ж пищу и питие свое они употребляли со слезами. Или это можно разуметь и иначе, что вместо пищи и питая Ты дашь нам есть и пить слезы. А выражение: в меру, значит: по мере грехов наших. Так, по словам Феодорита, Ты дашь нам слезы, Акила и Симмах перевели: напитал и напоил.

А если и во время пищи плакали, то когда же имели покой? Это можно понимать я о труде и рыдании при добродетели, как питательном. И кающийся ест и пьет слезы мерою, а не всегда; ибо за оными следует приятное успокоение. Слова Феодорита: Это сделал, когда воздал наказание соразмерно грехам. Так говорит и Господь: какою мерою мерите, будет возмерено и вам. Эту меру видел и пророк Захария, предсказывая о погибели Вавилона. Ибо он сказал, что видел двух жен, имевших крылья удода и несших меру, которую повелено было им отнесть в Вавилон (Зах. 5,9); а чрез них мы познаем праведность суда Божия. Феодора: Выражение: в меру, значит полноту. Так, говорить, наполняем питие слезами, как дающие что нибудь мерою и наполняющие ее совершенно для полноты меры.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 6-8 Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру. Положил еси нас в пререкание соседом нашым, и врази наши подражниша ны. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся

Сими словами изображают верные великость скорби своея и долговременное продолжение бедствий, так как бы сказали, что они от чрезмерной печали и слез дошли до самой крайности. Ибо оное слово, в меру, означает то же, что чрез меру; а в Еврейском тексте читается, в меру сота, которая мера хотя ныне неизвестна, но без сомнения была великая. Потом присовокупляют, что они преданы в пререкание соседом, то есть, в смех и поношение окрестным народам, и что столько же имеют врагов, сколько соседей. В том же разуме сказаны и оныя слова: врази наши подражниша ны, или, как в Еврейском тексте изображено, подражниша ны у себе; а сие значит то же, что враги во взаимных собеседованиях смеялися и ругалися Иудеям. Впрочем, все сие приписывают правосудию Божию, и сим образом друг друга увещевают к покаянию, ведая, что во власти Бога состоит обращение людей. Сего ради заключают: Господи Боже сил, обрати ны, просвети лице Твое, и спасемся. А как в той же повинности и мы состоим, то не дивно, что и наше состояние не лучше бывает плененных Иудеев. И как Дух Святый сей образ молитвы, без сомнения, начертал для грешников, то и нам дается свобода, и грехи наши не возбраняют нам, елико возможно чаще, употреблять сии слова: Господи Боже сил! обрати ны, просвети лице Твое, и спасемся.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру

Хлеб слезный, хлеб из слез, а не: который едим со слезами; в меру; неизвестно, сколько вмещала эта мера; во всяком случае слез, которые можно мерить мерою, очень много.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру

«Напитать хлебом слезным, напоить слезами» - не давать просвета в жизни, осыпать только несчастиями.

Прот. Григорий Разумовский

Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру

См. Толкование на Пс. 79:5