Толкования на Пс. 82:6

Свт. Иоанн Златоуст

Яко совещаша единомышлением вкупе, на тя завет завещаша

Но кто же может замыслить что-нибудь, или заключить союз, или даже вообразить что против Бога, недоступного не только для зрения, но и для мысли? Бог признает совершенным против Него самого то, что делается против верующих в Него; поэтому и замыслы против последних называ­ются замыслами на самого Бога, как Отца, Защитника и Покровителя подвергающихся им.

Беседа на псалом 82.

Блж. Феодорит Кирский

Яко совещаща единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша

По общему же согласию предприявшие против Тебя брань суть следующие:

Евфимий Зигабен

Яко совещаша единомышлением вкупе, на тя завет завещаша

Яко (так) совещаша единомышлением вкупе

Здесь Давид повторяет, что сказал о совете и единомыслии врагов, чтобы сим убедить Бога, рассыпающего советы народов, к отмщению им. Посему союз ибо здесь относится к повествованию, единомышлением, значит единодушно, а вместе, значит в одном месте. Итак он говорит: враги твои, Господи, соединились против нас в одной мысли и в одном месте.

На Тя (против Тебя) завет завещаша

Заветом Давид называет здесь договор, или согласие. За сим исчисляет тех, которые составили таковой договор.

Слова Дидима: Как бы раздражая и возбуждая Бога в молитве о своем народе, говорит, что против Тебя сделали договор, а не против народа Твоего…; потому что предпринимать совет или намерение против Бога, недоступного не только для очей, но и для мысли, никто не может. Но Бог усвояет Себе то, что относится к надеющимся на Него; потому-то совещания против них принимаются за совещания против самого Бога, как Отца и попечителя подвергающихся злоумышлениям. Ибо злоумышляющие против святых, злоумышляют против славы Божией.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 6-9 Яко совещаша единомышлением вкупе, на тя завет завещаша: селения Идумейска и Исмаилите, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире: ибо и Ассур прииде с ними, Быша в заступление сыновом Лотовым

Здесь исчисляются те народы, которые между собою согласились истребить Божиих людей от земли. И во-первых, полагаются селения Идумейска, то есть, целые полки Идумеев с селениями их. Сей народ происходил от Исава, который иным именем Едом нарицался, и был единоплеменен Иудеем. Исмаилите были народы, происходящие от Исмаила, сына Авраамова, родившагося ему от Агари рабыни. Моав был народ, происходивший от сына Лотова, который нарицался Моавом. Агаряне суть народы, происходящие от Агари, рабыни Авраамовой, но от другаго мужа, за котораго она вышла, когда отпущена была от Авраама, – ныне называемые Оттоманы, или Турки. Гевал есть народ, происходящий от Гевала, но кто был сей Гевал, неизвестно: понеже имени его, кроме сего места, в Писаниях не обретается. Может быть, Гевал одно и то же есть с Гевелемом, о коем упоминается во второй книге Царств (2Цар. 8:13), или то же с именем града Гаваи, о котором повествуется в первой книге Ездры (1Езд. 2:26). Феодорит и Евфимий мнят, что Гевал был народ соседственный Идумеям. Аммон есть народ, происходивший от Аммона, сына Лотова, брата Моавля: сих бо двух родил Лот от дщерей своих (Быт. 19). Амалик есть народ, происходивший от Амалика, который был внук Исавов, как читаем в Быт. 36. Иноплеменницы то же, что Филистимляне, о которых весьма часто упоминается в книгах Царств. Живущии в Тире то же, что Тиряне, кои суть народ, живущий при мори, так названный от града Тира, и от славной пристани купеческой. Ассур есть народ Ассирийский, который помогал Моавитам и Аммонитам против Иудеев. Под именем сих Ассириан Феодорит разумеет Самарян, то есть тех Ассириан, коих поселил Салманассар, царь Ассирийский, в Самарии, когда отвел десять колен во Ассирию, как повествуется в 4Цар. 17. Ибо нигде не читаем в Писании, чтоб когда-нибудь приходили некоторые из Ассирии на помощь сынам Лотовым, то есть Моавитам и Аммонитам: но в 1Мак. 5, находим, что народы, жившие в Галилеи и Самарии, соединили оружие свое с Моавитами и Аммонитами противу Иудеев.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Яко совещаша единомышлением вкупе, на тя завет завещаша

Сговорились единодушно многочисленные племена под главенством сынов Лотовых

«Сговорились единодушно», т. е. была составлена коалиция, союз, и нападение было одновременным. Указание на союз свидетельствует, что псалом не может быть относим ни ко времени Давида, ни ко времени плена вавилонского, ни ко временам Маккавейским, так как ни в одно из этих времен не было такого союза и с таким составом племен.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–9 Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша: селения Идумейска и Исмаилите, Моав и агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире: ибо и Ассур прииде с ними, Быша в заступление сыновом Лотовым

Перечисляя поименно всех союзников враждебного иудеям нападения, псалмопевец говорит здесь, что все они, на общем собрании (вкупе) единодушно совещались и составили заговор против Бога (на Тя завет завещаша), как верховного Правителя и Судии иудейского народа. Это были: идумеяне (селения Идумейска), т.е. жители Идумеи, или народ идумейский, происходивший от Исава (сына Исаака), прозванного Едомом («красный», слав. – «чермен», см. Быт. 25:25, 30, 36:1, 19). Идумея лежала к юго-востоку от Иудеи. Исмаилите, т.е. измаильтяне, происходившие от Измаила, сына Авраамова, рожденного от рабыни его Агари. Они жили в каменистой Аравии, на юг от Палестины, потомки их – нынешние бедуины. Моав и агаряне. Моавом названы здесь моавитяне, народ, происходивший от Моава, сына Лотова, племянника Авраамова, и обитавший к востоку от Палестины. Агаряне – это потомки Агари, рабыни Авраамовой, которая, по изгнании из дома Авраама, вышла за другого мужа, от семени которого и произошли агаряне, названные впоследствии сарацинами, потомки их нынешние турки, живущие в Малой Азии, отчасти на Балканском полуострове Европы и по Аравийскому полуострову Азии, и частию в Египте. Гевалом, по всей вероятности, названы гевалиты, по блж. Феодориту, жившие в соседстве с Идумеею. Амманом названы здесь аммонитяне – народ, происходивший от сына Лотова Аммона и живший на восток от иудейской земли. Амаликом называются амаликитяне, потомки Исава, происходившие от внука его Амалика (1 Пар. 1:35–36) и жившие на юго-восток от Мертвого моря, близ пустыни Аравийской. Иноплеменниками и в псалмах (Пс. 35:1, 59:10, 86:4), и в других местах Писания (1 Цар. 17 и др.) называются филистимляне (палестиняне), окружившие с юго-западной стороны Палестину и составлявшие как бы часть Палестины, но в то же время представлявшие собою иное племя, особое и отличное по всему от племен народа израильского и даже всегда враждебное последнему. Тир – это известный приморский город в древней Финикии, в Малой Азии, на северо-западе от Иудеи, а потому выражение: живущие в Тире – значит то же, что финикияне. Ассур – так назывался ассирийский народ, происшедший от Ассура, внука Ноева, от сына его Сима и обитавший к северо-востоку от Палестины. Ассирияне на сей раз пошли на Иудейское царство в защиту (в заступление) сынов Лотовых – потомков Лота, т.е. моавитян и аммонитян (Быт. 19:36–38). Сговорились единодушно, взывает псалмопевец в жалобной песни своей к Богу, и заключили против Тебя, Господи, союз: жители Идумеи и измаилтяне, или аравитяне с своими соседями – моавитянами, аммонитянами и амаликитянами, с ними же и агаряне с гевалитянами, филистимлянами с финикиянами и, наконец, ассириане как помощники или заступники за моавитян и аммонитян.

Объяснение священной книги псалмов.