Толкования на Пс. 82:13

Свт. Иоанн Златоуст

иже реша: да наследим себе святилище Божие

Начальники, следовательно, не столько по достоинству, сколько по нечестию; потому они и мечтают сделать святилище Божие своим достоянием, чтобы пользоваться святыней для приобретения богатства, и божественным для получения личных выгод. Это делают не только те, кто похищает священные сосуды и продает святыню, но и те, кто торгует божественными ве­щами, продавая их и покупая, и совершая незаконные мены. Таков был Симон, желавший приобресть благодать за деньги, почему Петр и признал его недостойным дара Святого Духа.

Беседа на псалом 82.

Блж. Феодорит Кирский

Иже реша: да наследим себе святилище Божие

Хвалятся своим мужеством, и дерзко мечтают овладеть посвященным Тебе храмом. Ибо святилищем Божиим Пророк назвал храм. А Симмах слово: святилище перевел: жилище. Из сего явным делается все содержание псалма. Поелику Иудеи возвратившись создали храм, и при нем совершалось все подзаконное Богослужение (без храма же по закону служить Богу было не возможно); и по причине сообразной с законом жизни Иудеев враждовали на них ближние соседи: то все устремление их направлено было на храм, чтобы с ним вместе истребить и народ и Богослужение по закону.

Евфимий Зигабен

Иже реша: да наследим себе святилище Божие

Ассур, Моавитяне и Аммонитяне, завидовавшие возобновлению Иерусалима, сказали: возьмем в наследство, т. е., завладеем святилищем, иначе храмом Божиим, в котором Бог освящает народ, не из чести и уважения, но из желания похитить священные сосуды, редкости и находившиеся в нем драгоценные пожертвования.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

иже реша: да наследим себе святилище Божие

Сими словами Пророк обвиняет нечестивых людей в святотатстве, потому что разбойническим образом напали на достояние Божие. И хотя устами таких слов не произносили, но понеже внутренно презирали Бога, Израильским народом почитаемаго, как известно было им: сего ради достойно и праведно обвиняет их в том, что они хотели отнять у Бога достояние Его. Но нельзя сомневаться, чтоб и поносными словами не коснулись священнаго имени истиннаго Бога такие люди, кои служили ложным богам. А хотя бы и удержались от богохульных слов, но поелику всякое оскорбление, причиняемое благочестивым, прямо относится к оскорблению самого Бога, восприявшаго их под покровительство Свое, сего ради прилично глаголет инде: касаяйся вас, яко касаяйся в зеницу ока Моего (Зах. 2:8). Не малое содержится утешение для благочестивых и в том, что Пророк нарицает Иудею жилищем Божиим. Ибо с тем намерением избрал Иудейскую церковь, дабы иметь в ней достояние Свое: сего ради так возлюбил ее, как любит домовладыка наилучшия стяжания свои.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

иже реша: да наследим себе святилище Божие

Святилище Божие может означать не только храм, как жилище Божие, но и страну, как обиталище народа Божия; Палестина, в сравнении с языческими странами, была страна священная, святилище.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

иже реша: да наследим себе святилище Божие

«Возьмем себе во владения селения Божии» - завладеем и поселимся в стране народа, которому покровительствует Бог. Богатая добыча, которая досталась Иосафату после гибели врагов, указывала, что движение их на Иудею было переселением со всем своим имуществом и семьями. Очевидно, враги были уверены в победе и стремились не только к завоевательным целям для расширения своего политического влияния и обогащения, но и к полному уничтожение Иудейского царства.

Прот. Григорий Разумовский

иже реша: да наследим себе святилище Божие

См. Толкование на Пс. 82:12