Толкования на Пс. 84:2

Свт. Афанасий Великий

Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль

Благоволил еси Господи землю Твою. Ибо действительно Бог и Отец благоволил возглавити всяческая о Христе (Еф. 1,10).

Возвратил eси плен Иаковль. Ибо проповедовал сперва иудеям, что искупит многих от постигшего их духовного плена. Это, по прочтении пророчества Исаии, в котором сказано: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение (Ис. 61,1), — и выразил Спаситель, сказав: днесь сбыстся писание это во ушею вашею (Лк. 4,21). Ибо Он, разрешив узы наших грехов, соделал, что перестали мы служить прелести многобожия и демонам. Здесь заключается пророчество о том и другом: и о возвращении сынов Израилевых из Вавилона, и о спасении вселенной. И все оно толкуется двояко в таком смысле: Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его, потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль

Случающееся одинаково обще как человеку, так и земле. Когда земля благоденствует, благо­денствует и человек, когда она подвергается казни, вместе с ней подвергается казни и он, как от нее происшедший и от нее получающий питание. Поэтому и сказанное теперь пророком можно по­нимать в общем смысле, так как и тварь, основанием которой служит земля, ожидает нашего освобождения, как говорит Павел (Римл.8:19–22); это освобождение пророк назвал теперь благо­волением, относя его в общем смысле ко всем людям, – почему человек называется землею, многократно разъяснено было раньше, – а в частном – к обратившимся к Богу иудеям, которых он назвал пленом Иаковлевым.

Беседа на псалом 84.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их

Благоволил еси Господи землю Твою

Благоволить значит пожелать какого либо блага. Поелику Бог и запустение Иудеи определил за беззаконие обитателей, и в наказание Адаму после греха наложил проклятие на землю (сказано: «терния и волчцы возрастит тебе»); то пророческое слово отменение скорбнаго выразило сим речением: «благоволение».

возвратил еси плен Иаковль: оставил еси безззаконие людей Твоих, покрыл еси вся грехи их

Разрешил Ты плачевные узы рабства, и свободу даровал плененным, восхотев презреть прегрешения их. А что и весь человеческий род был пленником, и приял свободу от Спасителя нашего Бога; сему свидетель Сам Он, взывая устами Исаии: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение» (Ис.61:1). Ибо Владыка, прочитав пророчество сие в сонмище, сказал Иудеям: «днесь сбытся писание сие во ушию вашею» (Лк.4:21).

Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Евфимий Зигабен

Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль

Благоволил ecи, Господи, землю Твою

Провидя сказанное выше умственными очами, пророк обращается к самому Богу, говоря: соблаговолил Ты, Господи, к земле Твоей, или: «добра восхотел Ты земле Твоей». Ибо благоволение есть благожеланиe. Говорит: землю Твою, потому что Господня земля и исполнение ея (Псал. 23,1). Итак Ты теперь восхотел добра земле твоей, так как прежде за ослушание первого Адама не хотел ей добра, но зла, говоря: проклята земля в делех твоих (Быт. 3,19); теперь же вследствие послушания нового нашего Адама земля восстановлена в милости Твоей. Прежде она была творение Божие, а после стала стяжанием или приобретением Его. И такой смысл словам дают все верующие. Евреи же под землею Божиею разумеют только Иудею, как назначенную народу Его, которому Господь и благоволил после плена жить на ней.

возвратил ecи плен Иаковль

По пророческому закону, будущее представляет уже как совершившееся: возвратил, говорит, пленный народ Иакова из под тиранства, под которым содержался. Под Иаковом, как мы уже не раз говорили, разумеет народ христианский.

Толковая Псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Благоволил еси, Господи, землю твою, возвратил еси плен Иаковль

Верные приписывают причину избавления своего единственно Божию благоволению, которое имел Он к земле Своей, потому что Сам оную избрал: почему и начало молитвы своея оттуду полагают, в той надежде, что Бог, памятуя избрание Свое, и ныне будет милостив к земле Своей. Мы же негде сказали, что люди ничем так не воодушевляются к молитве, как воспоминая прежния Божия милости, оказанныя им. Ибо при бедственных обстоятельствах и вера наша ослабела бы и сердца наши уныли бы, ежели бы опыт прежних времен не научал нас, что Бог всегда послушает рабов Своих, и когда требует нужда, всегда помогает им, наипаче когда представляется праведная причина к оказанию милости. Итак, благоразумно Пророк припоминает верным о тех благодеяниях, которыя древле явил Бог отцам их, дабы показать, что и те, и другие были призваны в надежде того же наследия.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль

Сначала псалмопевец (народ) напоминает Господу, как Он освободил народ из вавилонского плена, простил ему грехи, бывшие причиною плена. Благоволил еси землю, Ты снова оказал благоволение земле, которую вместе с народом отверг было; возвращение св. народа в Палестину представляется благоволением и для опустошенной земли; только если населена она св. народом, является святою землею, находится в милости и благоволении.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 2-4 Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея

Еврейский народ полон благодарного чувства к Богу за свое освобождение из тяжелого плена. Самый факт возвращения на родину свидетельствует, что Господь «простил» их грехи, не вменяет («покрыл») и те преступления, какие он делал во время плена. Пребывание евреев в плену, лишение своей земли, их бесправное и необеспеченное экономическое и гражданское состояние свидетельствовали о силе гнева на них со стороны Бога, возвращение же земли и прав самостоятельного народа указывало уже на прекращение этого гнева.

Прот. Григорий Разумовский

Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль

Желая в молитвенном песнопении к Богу прославить величие Его милосердия к народу иудейскому, псалмопевец указывает на избавление его от того наказания, которому подвергнут был народ за его беззакония и грехи, – на освобождение от плена Иакова, каковым именем называет здесь весь народ иудейский. Как в пленении целого народа выразился великий гнев Божий, излившийся за беззакония народа: так в освобождении от этого плена явлены были Богом милость и благоволение Его к народу своему и к той опустошенной земле, которую населял избранный народ Божий, и которая, таким образом, составляла особенное достояние Божие. Господи, взывает псалмопевец от лица своего народа, Ты умилосердился к земле Твоей, Ты возвратил плен Иакова. Этими словами верующие причину избавления от плена приписывают единственно Божию благоволению, которое Он имел к земле Своей, потому что Сам избрал ее, а потому они на этом же благоволении Божием к земле основывают надежду свою и на дальнейшие Его милости и благодеяния ко всему избранному народу Его, о чем псалмопевец и молится далее (в ст. 5–8).

Объяснение священной книги псалмов.