Толкования на Пс. 85:11

Свт. Афанасий Великий

Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего

См. Толкование на Пс. 85:8

Свт. Иоанн Златоуст

Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего

Пророк до евангелия явно изрекает евангельские слова, желая быть ведомым от пути к пути и шествовать в истине Того, кто сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Впрочем, мы должны быть предварительно направлены на путь Божий и изучить его начало, т.е. основания, и тогда уже можем ходить в истине, потому что пости­жение истины сущего является концом богопознания. «Да возвеселится сердце мое, боясь имени Твоего». Доброй радости, доброго торжества про­сит пророк в своей молитве: бояться имени Божия. Подлинно, отсюда приходит к нам истинная радость, принадлежащая не телу, а сердцу и душе, которая находится в большой близости и сродстве с Богом. Потому-то она и ставит страх перед Ним в радость, зная, какое высокое имеет он свойство.

Беседа на псалом 85.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего

Сам по себе я способен только заблуждать: Ты Сам, Господи, наставь меня на путь правый, и я пойду в истине Твоей, как повелевает закон Твой; пусть сердце мое опять забьется радостным трепетом, детски боясь Тебя.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего

Настави мя Господи на путь Твой, и пойду во истине Твоей

Предвозвестив язычникам будущее их освобождение от заблуждения, Пророк умоляет о том, чтобы и ему самому воспользоваться сим путеуказанием, и совершить шествие путем истины.

Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего

Кто приобрел благоговение к Богу, тот любит жизнь согласную с законом; а таковая жизнь – матерь веселия. Посему Пророк справедливо молился о том, чтобы сердце его возвеселено было страхом Божиим. Так, говорит он и в другом месте: «да возвеселится сердце ищущих Господа» (Пс.104:3); и еще: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс.76:4).

Евфимий Зигабен

Настави мя, Господи, на путь Твой и пойду во истине Твоей

Путем Господним называет практическую добродетель, истиною же созерцательную. Кто приведен Богом к первой из них, легко может перейти и ко второй. Об этом пути и истине найдешь и в псалме (Пс. 24:4) и в словах: пути Твоя, Господи, скажи, и в другом месте: настави мя на истину Твою (Пс. 104:3).

Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего

Возвеселится не миpcкoю радостию, но при трепетании пред именем Твоим. Смотри, какая странная радость. Страх Твой, говорит, да будет мне радостию. В другом же месте говорит: да возрадуется сердце ищущих Господа. Ищет же Бога тот, кто боится Его. Впрочем не только страх Божий, но и простое воспоминание о нем радует благочестивых и верующих: помянух Бога, говорит Давид, и возвеселихся (Пс. 76:4).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Настави мя, Господи, на путь твой, и пойду во истине твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене твоего

Паки обращается к молитве и просит Бога, дабы духом разума направил его к добродетельной жизни, а духом крепости утвердил в подвиге сем. И не глаголет: «научи мя путем Твоим», так как бы прежде чужд был всякаго учения, но настави мя на пути Твоя: поелику чувствовал, что еще окружен был многим мраком неведения, и потому просит разгнать сей мрак, дабы мог удобнее ходить путем истины, то есть, путем закона Божия, якоже и инде глаголет: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118:18). Пути же Божии прикровенно противополагает всем мудрованиям плоти, которыя мог ощущать в себе: ибо покаряя себя Богу и прося Его руководства, исповедует, что нет лучшаго способа к правому жительству, как когда Бог предшествует нам, а мы последуем Ему; и что те, кои хотя мало уклоняются от закона и последуют своим мудрованиям, впадают в заблуждение. Почему когда говорит, пойду во истине Твоей, тем изобличает суетныя и ложныя мысли людей, презирающих правило сие. Во втором члене просит Бога, дабы соединил сердце его страху имене Своего, и в том постоянно пребывать благоволил, где под именем сердца разумеется воля: якоже бо ум наш требует света, тако воля правоты. Отсюда видим, что сердце человеческое непостоянно: оно развлекается в разныя стороны, будучи колеблемо от страстей, ежели Бог не утвердит его в страсе Своем. Пророк убо желает, дабы сердце его было так соединено со страхом Господним, чтоб совершенно боялось Бога, а не так, чтоб одна часть боялась Бога, а другая была привержена к миру.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Сергий Терновский

Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего

Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего. То есть, чтобы я радостно творил Твои заповеди, а не с принуждением. Ст. 14 Сонм державных - сильных.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего

Наставь меня, Господи, следовать истине Твоей и я восхвалю Тебя за Твое спасение

«Настави мя, Господи, на путь Твой» (слав.) - научи следовать Твоим заповедям. - «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего» - пусть благоговение пред Тобою будет главным основанием моей внутренней жизни. В этих немногих словах ярко выражена благочестивая настроенность Давида, полагающего счастье и радость жизни в постоянной и непрерывающейся благочестивой настроенности.

Выражение «утверди» дает основание предполагать, что Давид не всегда был «тверд», т. е. иногда отступал от заповедей Бога. Намек на преступление с Вирсавией и косвенное подтверждение происхождения псалма из эпохи гонений от Авессалома.

Прот. Григорий Разумовский

Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего

Здесь пророк опять обращается молитвенно к Богу и просит наставить его на путь истины, чтобы ходить (проводить жизнь) ему по сему пути. Путь истины или, что то же, путь закона Божия ему, как пророку, конечно, хорошо известен, но как человек, окруженный соблазнами мира и подверженный разным мудрованиям плоти, он хотел бы тверже поставить себя на сем пути, чтобы не впасть в заблуждение, – так укрепиться на пути истины, чтобы неуклонно жить во истине Божией. А это, в свою очередь поселило бы в сердце его страх Божий, производящий радость и веселие, о чем просит и выше (ст. 4). Сердце мое, как бы так говорит он, наставленное Тобою, Господи, на путь истины, исполнится страха Божия и возвеселится.

Объяснение священной книги псалмов.