Толкования на Пс. 87:6

Свт. Афанасий Великий

в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша

См. Толкование на Пс. 87:5

Свт. Иоанн Златоуст

в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша

См. Толкование на Пс. 87:5

Блж. Феодорит Кирский

в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша

«В мертвых свободь». Еще не дождавшись кончины, не прияв на себя рабства смерти, причисляю себя к сущим в мертвых.

«Яко язвении спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша». С словом: «бых» поставлено в связи и сие: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь», не прияв еще на себя рабства смерти, «бых яко язвен», получивший рану на войне и предаваемый погребению. Ибо Симмах выразил сие так: что язвенные, лежащие во гробе, о которых не воспомянешь уже более, тóже и те, которые сражены Твоею рукою.

Евфимий Зигабен

в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша

В мертвых свободь

Я говорит был свободный во гробе от тления и разрушения Моего тела. Или сие означает то, что Я один сошел добровольно в ад, а не низведен туда другими. И здесь должно подразумевать глагол: Я был в мертвых свободный, где не достает только члена, иначе сказать: Я, который был свободен, без вины Моей сошел к мертвым; ибо все другие люди имеют причину смерти своей во грехе; так как смерть есть наказание за грех; а один Христос был без вины и греха. Или Христос называется свободным по той причине, что все прочие люди умирали непременно, почему и были порабощены смерти и страху смерти, как говорит Павел: которые из страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2,15); а Христос умер добровольно, почему и говорит: власть имею положить душу мою (Иоан. 10,18). Или еще иначе Христос почитается свободным потому, что не связан узами ада, но свободно и самовластно вселился в него: или лучше сказать, и других разрешил от уз. Притом Христос свободен и от мертвости и смерти, как Бог.

Почему и Божественный Кирилл сказал: Тогда как все добродетельные и злые отводятся кем либо в ад, как Лазарь—Ангелами, а безумный богач истязателями души его, Я полагаю ее сам по ceбе. Ибо один Иисус и умер и веден был на смерть, по словам Исаии, за грехи народа и, сделавшись мертвым, был один свободен, как не имевший гpеxa, который удерживал бы Его; почему и говорил: власть имею положить душу мою и власть имею опять принять ее. У других это приписывается Афанасию.

Яко язвеннии спящии во гробе, их же не помянули ecи ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша

И здесь надобно подразумевать глагол: Я был; Я, говорит, был как раненые находящиеся во гробе. Симмах перевел: как раненые, лежащие во гробе, которых, говорит, Ты, Отец, не воспоминаешь более, так что они гниют и превращаются в прах, и которые лишились помощи Твоей за свои грехи. Итак Я, говорит, уподобился таковым по мнению человеческому; но Я не был таков на самом деле: ибо хотя Я пробит гвоздями и копьем, положен во гроб, но не забыт у Тебя, Отец Мой! Ибо Ты не дашь преподобному Твоему увидеть тление (Пс. 15,10), и Я не лишился руки, или помощи Твоей; потому что за незлобие Ты восприял Меня (Пс. 40,13).

Слова Афанасия: И по уязвлении и положении во гробе Ты помянул меня, ибо Я восстал, поправ смерть. И мое тело и по смерти было исполнено животворной силы; почему оно в одно и тоже время источило из ребра и кровь и воду, первую, как доказательство человека, а вторую в доказательство того, что выше человека; так как невозможно сему произойти от мертвых тел.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени Быша

Здесь нечто большее изображает Пророк, нежели какова есть обыкновенная смерть. Ибо, во-первых, нарицает себя человеком в мертвых свободным, то есть, таким, который свободился от всех попечений житейских и сделался как бы чужд мира, лишился всех приятностей жизни, и следовательно, умер. Потом сравнивая себя с язвенными, жалуется, что он в худшем находится состоянии, нежели те, которые, будучи избиены на брани, спокойно лежат во гробе, а он, утомленный бедствиями, помалу приближается ко гробу, что несноснее самой смерти. Следующее присовокупление, в котором нарицает себя забвенным от Бога, и отринутым от руки Его, еще, по-видимому, страшнее. Ибо известно, что и умершие не меньше, как и живые, находятся под хранением Божией десницы. Почему и нечестивый оный лжепророк Валаам, который имел намерение весь свет превратить во тьму, принужден был возопить: да умрет душа моя в душах праведных (Чис. 23:10). Судя по сему, встречается вопрос: прилично ли Пророк глаголет так, аки бы Бог человека умершаго больше не помнил? и достойна ли такая мысль толикаго Пророка? На сие ответствовать можно так, что Давид глаголет здесь или по общему понятию простаго народа, так как и Писание, говоря о промысле Божием, слог свой приноравливает к видимому состоянию мира, понеже к будущей жизни, которая еще сокровенна, постепенно доходим. Или, что мнится вероятнее, Пророк произнес слова сии больше от смущеннаго прискорбием духа, нежели взирал на то, что мыслят неискусные люди. Да и не чудно, что человек, подверженный общим немощам, при усилившейся скорби был так изумлен и потому произнес глас непристойный: сие самое видеть можно и в жалобах Иова. Ибо и самых благочестивых людей души, будучи объяты сильною печалию, не вдруг проникают в бездну сокровеннаго промысла Божия, которому однако всегда они покоряются, о котором присно размышляют и который напечатлен в сердцах своих носят. Следовательно, и Пророк, хотя совершенно удостоверен был, что и мертвыми и живыми обладает Бог, однако в первом стремлении печали мог, яко человек, не так порядочно говорить, как бы надлежало. Но свет веры, который на время угас, тотчас паки просиял, как увидим скоро. Сие нам наипаче заметить должно, дабы в случае сильных искушений не колебаться духом, кольми паче не предаваться отчаянию.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша

В мертвых свободь – свободный от жизни, от наслаждений и обязанностей жизни, свободен как мертвые и между ними; ср. Иов. 3:19. Язвении – умершие в ранах. Их же не помянул еси; – по представлению псалмопевца, очи Божии обращены только на живых, и ад (шеол) есть такое место, где не только ничего не знают о Боге, но и Бог забыл находящихся здесь (поэтому и называется землею забвения); ср. Ис. 38:11. И тии от руки Твоея отриновени быша – чрез умерщвление отданные во ад; отеческая рука Божия дотоле носила их, а потом они были брошены и повержены в такое состояние, где уже рука Божия не может пособить им.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша

В мертвых свободь. Феодор.: не приял рабства смерти, как раненый на войне, был предаваем погребению. Иисус Христос, когда был мертв, пребыл свободным, потому что не имел греха, который бы сделал Его повинным смерти, но свободно предавал душу: область имам положити душу мою, и область имам паки прияти да (Ин. 10:18). Ст. 13. Егда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней. Мертвым, которые разрешились в прах, пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками Твоего человеколюбия и сделаться зрителями чудес Твоих. Афанас. и Феодор.: то есть чудес, в которых открывается правда Твоя.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша

См. Толкование на Пс. 87:5

Прот. Григорий Разумовский

В мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени Быша

Продолжая излагать свое бедственное положение, псалмопевец говорит: хотя и жив еще, но сознаю себя в положении мертвого, отчужденного от общечеловеческой жизни. Слова: в мертвых свободь – по переводу с еврейского читаются так: «между мертвыми брошенный», т.е. «я, как безнадежно больной, брошен среди мертвых, как будто лишенный связи с живыми людьми, свободный от обязанностей и наслаждений жизни, свободен как мертвые, и между ними, подобно смертельно раненым, положенным во гроб (яко язвеннии спящии во гробе), о которых Ты, Господи, уже не вспоминаешь более (ихже не помянул еси ктому), и они удалены от Твоей промыслительной десницы». По представлениям ветхозаветных верующих людей, слова: и тии от руки Твоея отриновени Быша – имеют такой смысл: чрез умерщвление они отданы были во ад, отеческая рука Божия дотоле носила их, а потом они были брошены и повержены в такое состояние, где уже рука Божия как бы не может пособить им.

Объяснение священной книги псалмов.