Толкования на Пс. 88:7

Свт. Афанасий Великий

Яко кто во облацех уравнится Гocпoдeви? уподобится Господеви в сынех Божиих

Яко кто во облацех уравнится Господеви? Хотя Единородный соделался человеком, снизошел до вольного истощания и приял на Себя зрак раба; однако и в этом состоянии несравнимо Он выше всех, даже и небесных Сил, потому что те в служебном чине, а Он — Владыка всех и Господь. Даже и в сынех Божиих никто не уподобится Ему. Об этом свидетельствуют они сами, говоря: от исполнения Его мы вcu прияхом (Ин. 1,16). Поэтому, Он дает как Бог, а те обогащаются принятым от Него.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко кто во облацех уравнится Гocпoдeви? уподобится Господеви в сынех Божиих

Го­ворится об ангелах и горних силах. «Уподобится Господу между сынами Божиими», – здесь сравнение со святыми. Конечно, ни ангел, ни святой не может сравниться с Творцом, Который выше всего существующего. Хорошо пророк в отношении к ангелам употребил слово: «сравнится», поскольку и они бестелесны; тем не менее, и они не имеют равенства с Богом, так как находятся в пространстве и имеют очертания, почему их и существует бесчисленное множе­ство. Равным образом в отношении к святым хорошо употребил слово: «уподобится»: хотя бы они и хранили образ и подобие, которое получили от Бога, но последнее дано Богом только отчасти, так что сравнение и в данном отношении не имеет полного подобия. Действительно, каким образом получивший станет подобен дав­шему, имеющему власть и отнять свой дар?

Беседа на псалом 88.

Свт. Кирилл Александрийский

Яко кто во облацех уравнится Гocпoдeви? уподобится Господеви в сынех Божиих

Так, духовные облака, то есть святые пророки, должны предоставлять превосходство Христу и отнюдь не думать, что можно состязаться с Ним в равномерной славе, как скоро низшее место усвояется даже познанному от Бога паче всех (Исх. 33:12), то есть Моисею. Те же, к коим применяется название сынов Божиих, во время пришествия (Христа жившие), не должны быть безусловно уподобляемы Сыну по природе, но должны сознавать свою меру, когда и сам святой Креститель выразительно говорил о себе, что он стал позади, – Креститель, о коем Ведущий сердца говорит: «не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.

Блж. Феодорит Кирский

Яко кто во облацех уравнится Господеви? уподобится Господеви в сынех Божиих

Симмах перевел так кто в Эфире противопоставлен будет Господу, кто сравнится с Господом в сынах Божиих? А сынами Божиими Пророк называет богов, как сынами человеческими – человеков. И богами называет не как богов действительных, но как почитаемых богами у неверных. Посему говорит: Ты превосходишь небесных, Ты всех несравненно выше и ни одно существо не может сравниться с Тобою (сим обличается лживость боготворимых людьми); сила же Твоя постоянна и негиблема. Подобно сему выражается он и в другом месте, говоря: «и Господь наш над всеми боги» (Пс.134:5). Сравнение же сие делают пророки не по незнанию чрезмерности различия, но предлагая учение соразмерное с немощию неверных.

Евфимий Зигабен

Яко кто во облацех уравнится Гocпoдeви? уподобится Господеви в сынех Божиих

Выражение: на облацех, некоторые перевели: на высоте, а другие: на небесных местах; а на высоте и небесных местах пребывают ангелы. Кто, говорит, из ангелов сравняется с Господом, или кто из святых может уподобиться Ему? Без coмнения никто. Ибо сынами Божиими, по благодати, мы должны почитать святых, согласно с сими словами: Я сказал: вы боги (Пс. 81,6); так как Ты—Творец, а ангелы и святые суть творения. Давид сказывает cиe не сравнивая Бога с тварями, но потому, что так выражаются на еврейском языке, показывая неравенство с тварями, превосходство Божие пред ними. Он здесь превозносит Бога песнию за то, что Он обещал произвесть великие и спасительные делa. А это согласно с словами Исаии: не ходатай, ни ангел, но сам Господь спас нас (Ис. 63,9).

Евсевий и Дидим говорят, что облаками называет Ангельские силы по причине возвышенности их.

Дидим и Евсевий под Господом разумеют здесь Христа, как Бога. Христос выше сравнения превосходит все небесные силы и всех получивших усыновление святых. Никто из них не подобен Ему. Как участвующий может быть подобен тому, в ком он участвует? К сему прибавляет Евсевий: Когда Господь и святые будут находиться на облаках, тогда никто из восхищенных на облака не сравнится с грядущим силою и славою великою на облаках небесных. Ибо хотя и всякий будет восхищен с силою и славою, но не великою; а Спаситель—с великою, как податель ее. Притом они—в облаке, а Он - на облаках, что означает господство и царское достоинство, Феодорит сынами Божиими называет мнимых богов языческих, как и сынами человеческими—человеков. Никто, говорит, не может сравниться с Тобою, как сказано и в другом месте: и Господь наш выше всех богов.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 7-8 Яко кто во облацех уравнится Господеви? уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его

Пророк яснее изображает здесь то, что выше сказал о чудесах Божиих, и сильно восклицает: кто во облацех уравнится Господеви? Облаками нарицает небо: и не дивно, поелику на земле нет ничего такого, что бы могло сравниться с славою Бога. Человек хотя превосходит прочих животных, но мы видим, коль бедно состояние его, паче же коль исполнено безславия и низкости. Итак, нет на земле никакой вещи, равной Богу, но когда мыслию восходим на небо, то кажется, видим целый сонм богов, к величеству Божию близких. При всем том, в последнем члене говорит Пророк, что и между сынами Божиими нет ни одного подобнаго Богу, сынами же Божиими нарицает Ангелов: понеже и начало не от земли получили, и в тело тленное не облечены, но суть духи небесные, простейшие, чистейшие и Божественною славою сияющие, – не потому, чтоб имели некую часть Божия существа, как мечтают изуверы, но поелику Бог проявляет чрез них силу Свою, и тем самым существо их от нашего отличается. Итак, сила пророческих слов есть та, что хотя Ангелы достоинством своим превосходят прочия твари и силами своими в удивление приводят нас, однакоже и они совсем не равны Богу и сиянием своим не помрачают славы величества Его, ниже разделяют с Ним Божеския власти. Сие особенно заметить должно: ибо хотя Бог повсюду вещает, что Ангели суть служебные духи, на службу человекам посылаемые и творящие Божие слово, однако мир, не довольствуяся единым Богом, многия божества себе устрояет. К тому же надлежит и следующий стих, где Пророк говорит: страшен есть над всеми окрестными Его. Ибо исправляет грубое суеверие тех людей, которые воздают Ангелам Божескую честь и превозносят их без конца и меры. Потом, нарицая их окрестными Божиими, разумеет то, что они, на подобие воинов (копиеносцев), окружают престол Его, будучи всегда готовы исполнять повеления Его. По сих, наконец, все вышереченное повторяя, глаголет: Господи Боже сил, кто подобен Тебе? дабы мы всегда боялися Бога и не лишали Его достодолжныя чести, Ему единому принадлежащия. Впрочем, дабы свободить нас от рабскаго страха, дает некоторую свободу, глаголя: истина Твоя окрест Тебе, – аки бы сказал, что Бог в обещаниях Своих всегда непреложен и, какия бы перемены ни случились, Он вечно пребывает отвсюду неизменен: истина предстоит Ему одесную и ошуюю.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Яко кто во облацех уравнится Господеви? уподобится Господеви в сынех Божиих

Нет у него недостатка и в могуществе исполнить Свои обетования; Он превыше всех тварей, повелевает морем, в котором потопил врагов народа Своего. Во облацех – на небе; сыны Божии – ангелы; ср. Пс. 28:1.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Яко кто во облацех уравнится Господеви? уподобится Господеви в сынех Божиих

См. Толкование на Пс. 88:6

Прот. Григорий Разумовский

Яко кто во облацех уравнится Господеви? уподобится Господеви в сынех Божиих

См. Толкование на Пс. 88:6