Толкования на Пс. 88:8

Свт. Афанасий Великий

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен. Как неразумные соблазняются, видя Его в образе раба и слыша, что говорить Он: Аз есмь Истина (Ин. 14,6), и: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (Ин. 8,58): так наоборот святые прославляют Его, и именуют великим и страшным. И это явствует из того, что Петр как бы устами всех взывает: Ты ecu Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16,16); а также и все, когда запретил морю и ветрам, восклицают: воистину Божий Сын ecи (Мф. 14,33).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его

Хотя Бог находит великую радость в сонме святых и считает его своею славою, тем не менее, Он и страшен им. Свя­тые находятся вокруг Бога, приближаясь к Нему чрез святость жизни; но Бог страшен для них, когда они грешат, так как Он отнюдь не благоволит и к праведникам, если они согрешают. Вернее же сказать, Бог страшен и для несогрешающих, почему Иов и говорил Ему: «удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня» (Иов.13:21). Но устрашает Бог не по ненависти, а по любви, потому что «блаженны все, боящиеся Господа» (Пс.127:1).

Беседа на псалом 88.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его

Говорит Писание; Он страшен для самых высших небесных Сил. Шестокрылатые Серафимы парят вокруг Его престола, в исступлении и ужасе от величия Божия произносят неумолкающее славословие, огненными крылами закрывают огненные лица: видел это тайнозритель Исаия. Человек! благоговейно прикройся смирением.

Аскетические опыты. Часть I.

Прп. Максим Исповедник

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его

Страшен есть над всеми окрестными Его

Если угодно, исследуем и что значит окрест Его. Окружаемый имеет окружающих его. Поскольку же Господь имеет окружающих [Его], то под «находящимися позади» будем подразумевать тех, которые путем заповедей и в соответствии с деятельной добродетелью безупречно пошли за Господом Богом; под «находящимися слева» - успешно осуществляющих естественное созерцание в духе с помощью благочестивого постижения судов [Божиих], ибо Книга Притчей Соломоновых говорит о мудрости: В шуйце же ея богатство и слава (Притч. 3:16); под «находящиеся справа» - тех, кто воспринял чистое от чувственного мечтания и нематериальное ведение умопостигаемых [существ], ибо лета жизни в деснице ея (там же); под «находящимися спереди» - тех, кто в силу преизбыточествующего и духовно-страстного влечения к божественной Красоте удостоился наслаждения [созерцать Бога] лицем к лицу.

Если же в этом выражении содержится другой, более возвышенный глубокий смысл, то он доступен вам и подобным вам божественным мужам.

Вопросоответы к Фалассию.

Блж. Феодорит Кирский

Бог прославляемь в совете Святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его

Поелику упомянул о богах недействительных, у злочестивых же неведом был Бог истинно сущий; то кстати сказал о Святых, которыми песнословится истинный Бог, и для которых Он страшен, потому что приближаются к Нему, и познают неизреченную силу Его. Советом же Святых наименовал здесь сонм Святых.

Евфимий Зигабен

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его

Советом Давид называет здесь собрание святых, как мы сказали и в первом псалме, изъясняя слова: ни грешники на совет праведных; поелику в собрании святых Бог прославляется и воспевается. Итак Давид говорит, что Бог, прославляемый в собрании святых, велик и страшен для святых; так как они окружают Его, приближаясь к Нему посредством единения чрез добродетели. Бог велик и страшен для святых, потому что они знают в точности неизреченную силу и преимущество Божие. И святыми мы называем небесные силы, как находящиеся так же окрест Бога. Или, по словам святого Максима, можно понимать и иначе. Кто окружается, тот имеет впереди и сзади себя, и с правой и с левой стороны своей окружающих его. Итак поелику и Бог имеет окружающих Его людей; то сзади Его мы должны представлять тех, которые последуют Ему деятельною добродетелью, с левой стороны тех, которые духовно совершили естественное созерцание; так говорит о премудрости книга притчей: а в левой руке ее— богатство и слава (Прит. 3,16). А впереди Бога те, которые, по чрезвычайной любви к божественной красоте, удостаиваются наслаждения Богом лицем к лицу и вследствие сего обоготворяются.

Другой говорит: И просто окрест Бога святые суть, которых не отделяет от Него грех, сделавшись между ними средостением и посредствующим расстоянием. Для них Бог велик по причине высоты ума, и страшен по опасению отпадения. Слова Eвceвия: Бог страшен над всеми окружающими Его; ибо, стоя посреди их и сопровождаясь ими, назван прославляемым, великим и страшным для них, как приближающихся к Нему и познающих неизъяснимую Его силу. Он страшен и для противников, как угрожающий им казнями и подвергающий оным оставляющих божественные повеления Его. Дидим: Как неразумные соблазняются тем, что видят Его в образе раба и слышат слова Его: прежде нежели Авраам был, Я есмь; так напротив того святые прославляют и называют Его великим и страшным: и это видно из того, что Петр как бы устами всех говорит: Ты Христос, Сын Бога живого.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными его

См. Толкование на Пс. 88:7

Еп. Ириней (Орда)

Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его

В совете, в тайном совете, какой Бог держит с ангелами, знающими Его тайны (Иов. 1:6;2:1); в этом совете, в котором ангелы получают сведения о благодатных определениях Божиих, они прославляют Его; окрестные – ангелы.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Бог прославляемь в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его

См. Толкование на Пс. 88:6