Толкования на Пс. 88:27

Свт. Афанасий Великий

Той призовет мя: Отец мой еси ты, Бог мой и заступник спасения моего

Той призовет Мя: Отец Мой ecu Ты, Бог Мой. И здесь опять воплотившийся домостроительственно именует Отца Богом Своим, говоря: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20,17). Ибо о Нем говорить Пророк, когда, пророчествуя, что Отроча родися, назвал Его Богом крепким, Отцем будущего века (Ис. 9,6).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Той призовет мя: Отец мой еси ты, Бог мой и заступник спасения моего

Не сам по себе (верующий) осмеливается на такое призывание, а по благоволению Спасителя, Который сделал нас Своими братьями и сообразными Себе, и потому повелел мо­литься: «Отче наш, сущий на небесах» (Мф.6:9). «Бог мой и защитник спасения моего». Хотя Бог по благодати и стал для нас Отцом, но мы не перестаем называть его Богом и За­ступником нашего спасения. Видя, как нас угнетает диавол и как облеченных плотию осиливает бесплотный, Он стал нашим Заступником, признав нашего врага Своим врагом и разделив наш жребий. Это – слова нашего призывания.

Беседа на псалом 88.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 27-28 Той призовет Мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и заступник спасения моего: И Аз первенца положу его, высока паче царей земных

Все это не пришло в исполнение ни при Давиде, ни при славном Соломоне; потому что ни Соломон, ни Давид не возобладал морем, и не именовался первенцем Божиим, не приял власти над всеми царями; а так перевел Акила: высшаго над земными царями, и Симмах: самаго высокаго из царей земных. Если же ни Давиду, ни Соломону не приличествуют речения сии, обетование же Божие не ложно; то слепотствуют Иудеи, когда не хотят поклоняться Сущему от Давида по плоти, Который имеет державу над землею и морем, и превыше всех царей, так что одни поклоняются Ему добровольно, а другие, осмелившись прекословить, обличаются Им в немощи, и, употребив тысячи средств, не в со-стоянии превозмочь положенных Им законов. Первородным же именует Его и блаженный Павел: «яко быти первородну во многих братиях» (Рим.8:29); и:«перворожден из мертвых» (Кол.1:18); и: «перворожден всея твари» (Кол.1:15). Да и сам Владыка по воскресении сказал Марии: «иди ко братии Моей и рцы: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17). Ибо, как Он есть единородный, поколику Бог: потому что один рожден от Отца; первенец же, поколику человек; потому что, поколику человек, уверовавших имеет братиями: так Отцем Своим называет Бога, поколику Бог, Богом же Своим именует, поколику человек. Посему на Нем исполнилось пророчество; свидетельствует же о сем присовокупляемое.

Евфимий Зигабен

Той призовет Мя (так): Отец мой ecи Ты, Бог мой и заступник спасения моего

Здесь недостает выражения: так, которое и должно подразумевать и читать: Он призовет меня так: Отец мой Ты! Где, же Давид называет Бога Отцем своим? Нигде, а Христос в премногих местах Евангелия, как Бог, называет Его Отцем, а как человек— Богом и заступником, по словам божественного Кирилла и Исихия. Так Он сказал Магдалине: восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, Богу моему и Богу вашему (Иоан. 20,17).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 27-28 Той призовет мя: Отец мой еси ты, Бог мой и заступник спасения моего. И аз первенца положу его, высока паче царей земных

Сими словами показывает, что главное преимущество царя Давида состоять будет в том, что он сыном Божиим наречется. Впрочем хотя Бог удостоивает чести сея и других людей, которых Он царями поставил, как видели мы во псалме 81, где сказано: Аз рех, бози есте, и сынове Вышняго вси; но здесь особливое нечто о избранном царе Своем вещает, и другим образом усыновление его разумеет. А немного ниже увидим, что поставляет его на высочайшей степени, нежели других земных царей, коль не пространно владычествуют. Сие преимущество, чтоб нарицаться Божиим сыном, одному только царю во всем мире предоставлено было. Почему хотя и Ангели, и цари, отрожденные духом сыноположения, нарицаются сынами Божиими; но Давид по силе особеннаго преимущества изъемлется из общаго всех порядка, когда Сам Бог обещает ему усыновление. Сие из следующаго стиха яснее видно, где Бог нарицает его первенцем: понеже поставляет превыше всех царей земных, которая честь превосходит всякое не токмо человеческое, но и Ангельское достоинство. Ежели же вопреки скажет кто, что Давид был един из числа смертных человеков, и не равен Ангелам, сие решить не трудно. Ибо ежели будем судить о Давиде, каков он был сам по себе, то, конечно, не могл бы он взойти на толь высокий степень; но поелику носил образ Христов, сего ради прилично нарицается первенцем, и царем высшим паче царей земных.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 27-28 Той призовет Мя: Отец мой еси Ты, Бог мой и заступник спасения моего. И аз первенца положу его, высока паче царей земных

Бог поставил Давида в столь близкое отношение к Себе, что он может называть Бога Отцом, всегда просить от Него помощи, возвысил его над всеми царями земными. Призовет: когда он взывает о помощи, то делает это с уверенностию дитяти; он будет мне Сыном, а Я буду его Отцем (2 Цар. 7:14). Первенец, так как и языческие цари называются сынами Божиими, ср. Пс. 81:6; над всеми стоит царь Израиля.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 27-28 Той призовет мя: Отец мой еси ты, Бог мой и заступник спасения моего. И аз первенца положу его, высока паче царей земных

Отношения между Богом и человеком не были отношениями раба к своему господину, основанными на рабском и слепом послушании, но являлись полными любви, как отношения отца к детям. «Первенец», первый сын пользовался особенною любовью у родителей и особенными правами, соединенными с этим первородством. Таким первенцем среди царей языческих является Давид, которою Господь особенно любит и которого предпочитает пред всеми другими правителями народов.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 27–30 Той призовет Мя: Отец Мой еси Ты, Бог мой и Заступник спасения Моего. И Аз первенца положу его, высока паче царей земных: в век сохраню ему милость Мою, и завет Мой верен ему: и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба

Той, т.е. этот избранник и помазанник Мой (Давид), будет обращаться ко Мне как к Отцу и Богу и Заступнику спасения своего. Согласно сему читаем и в книге Царств, где Господь Бог чрез пророка возвещает Давиду: «возставлю семя твое по тебе… и управлю престол его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет Ми в сына» (2 Цар. 7:12–14). Очевидно, что здесь речь идет не о самом Давиде, а о семени его, Господе нашем Иисусе Христе, Который по человеческому естеству происходит из рода царя Давида. Равно как и все последующие речения выписанных стихов могут быть отнесены только к лицу Иисуса Христа: и Аз первенца положу Его. Первенцем, или первородным, св. апостол Павел называет Иисуса Христа в трех отношениях: во-первых, как первородного между многими братьями, т.е. верующими в Него (Рим. 8:29; кого Господь называет братьями см. Лк. 8:21); во-вторых, как перворожденного из мертвых (т.е. воскресшего), дабы Ему иметь во всем первенство как «главе тела Церкви» (Кол. 1:18); и, в-третьих, как первенца, «рожденного прежде всякой твари» (Кол. 1:15) от Бога Отца и Единосущна Отцу. Сей Первенец, по существу Своему, как Сын Божий, превыше всех царей земных. Прежде сего псалмопевец сказал: милость Моя с ним (ст. 25), а теперь говорит: в век сохраню ему милость Мою Ему, или, что то же, людям, уверовавшим чрез Него (Христа Спасителя) в истинного Бога, т.е. христианам, здесь обещана вечная милость (в век сохраню). Вот почему, как сам Давид, словами составленного им 50-го псалма, молился Господу Богу, так и мы, христиане, просим помилования у Небесного Отца теми же псаломскими словами: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». И по толкованию св. Афанасия Александрийского, милостью называется здесь отпущение грехов по вере, а под именем завета разумеется Новый Завет, который псалмопевец называет верным, т.е. надежным, твердым и пребывающим, потому что Завет первый (Ветхий) прекратился [3, с. 294] (ср. Евр. 8:9; Иер. 31:31) как не предназначенный для вечности. Для сей вечности положено семя его (положу в век века семя его). По мнению Евфимия Зигабена и других, семя это есть евангельское учение, посеянное в душах учеников Христовых и пребывающее в век века [7, с. 708]. По словам же блж. Феодорита, Диодора и др., семя Христово есть народ христианский, возрожденный крещением из разных языческих народов и предназначенный к вечной жизни. И то и другое из сих толкований, как не противоречащие и одно другим дополняющиеся, можно принять за истину, потому что истинные христиане, содержащие проповедуемое ими евангельское учение, составляют истинную Христову Церковь, которая предназначена для вечности. Престол Царя Христа, Сына Божия пребывает вечно, яко дние неба (ст. 30), или же: престол Его будет стоять, доколе будет стоять небо, т.е. вечно, потому что новое небо, имеющее явиться по кончине мира, конца иметь не будет (Ис. 9:6–7, 51:6).

Объяснение священной книги псалмов.