Толкования на Пс. 91:6

Свт. Афанасий Великий

Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя

Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! Песнословя дела Твои и глубину помышлений Твоих, изумляюсь тому, что соделано Тобою по домостроительству. А неразумные не понимают глубины таинства.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя

Возвеличились дела Божии не в том смысле, что сами они возросли в своем величии, а в том, что возросло наше познание о них и что мы могли, насколько возможно, постичь их величие, – а вернее сказать, могли узнать, что они непостижимы. Равным образом и помышления Его, т.е. планы Его относительно нас, которые Он определяет и исполняет для нас, настолько глубоки, что Павел восклицает: «о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римл.11:33).

Беседа на псалом 91.

Блж. Феодорит Кирский

Яко возвеличишася дела Твоя Господи: зело углубишася помышления Твоя

Симмах перевел так: весьма глубоки помышления Твои; Акила же и Феодотион: углубились. И дела Твои, говорит Пророк, велики и чудны (ибо речение «яко» употреблено для усиления речи); но премудрость Твоя недоступной глубины. Ибо какой ум в состоянии изследовать основания Твоего промысла? Но мы и неведущих научаем сему; а лишенные смысла и утратившие ум, и сами не хотят узнать, и у других не согласны научиться. Ибо Пророк присовокупляет следующее.

Евфимий Зигабен

Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя

Яко возвеличишася дела Твоя, Господи

Союз: яко, здесь означает, по Феодориту, высшую степень: весьма, говорит, велики дела Твои, Господи, не те только, которые находятся в чувственной твари, но и те, которые усматриваются в различных видах промышления, в домостроительствах и чудотворениях и других таковых действиях Божиих. А о делах Божиих мы сказали в 85-м псалме, изъясняя слова: и нет (подобного) в делах Твоих.

Зело углубишася (глубоки) помышления Твоя

Глаголом: углубишася, выражает то, что глубокими и непостижимыми оказались, а помышлениями называет советы Божии. С сими словами сходны слова ап. Павла: какая глубина богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его! (Рим. 11,33).

Феодорит: Кто, говорит, способен постичь действия Твоего промысла? А мы научаем сему и несведущих; но лишенные смысла и потерявшие рассудок и знать сего не хотят и не терпят изучения сего от других, что и псалом присовокупляет.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя

Понеже сказал Пророк, что он по премногу увеселялся делами Божиими, то дабы кто не подумал, что он совершенно постиг и в тонкость разсмотрел все величие дел Божиих, сего ради присовокупляет, что дела Божии суть превыше всякаго понятия человеческаго, а премудрость, с каковою они соделаны, несравненно глубже, нежели чтоб могли мы в жизни сей совершенно постигнуть оную, аки бы сказал: удивляюся величию и превосходству дел Твоих, не понимаю ни умом, ни мыслию толикаго величия. Ибо справедливо сказал сын Сирахов: песка морскаго, и капли дождевныя, и дни века кто изочтет? высоту небесе, и широту земли, и бездну кто измерит (Сир. 1:2)? Все сие хотя подлинно велико, но премудрость Зиждителя несравненно больше сих. Сего ради тот же сын Сирахов прилично сказал: премудрость Божию, вся преимущую кто изследует (Сир. 1:3)? Сему подобно и Давид восклицает здесь: зело углубишася помышления Твоя, то есть: те премудрые замыслы, которые употребил Ты в творении вещей толь чудных и толь совершенных, к коим ничего ни прибавить, ни убавить не можно, толь сокровены суть, что превосходят все понятие человека. Ибо кто понять может, каким образом в малом семени скрывается толикая высота древа, толикое различие ветвий, толикая зеленость листьев, толикая красота цветов, толикая польза плодов? да и самое семя каким образом служит к проращению других семян по роду и по виду своему? Кто постигнуть может, какою хитростию вложил Господь и в самыя малейшия животныя чувства, жизнь, движение? каким образом влиял в муравья мудрость, в паука искусство соплетать сети, в комара силу высасывать кровь толь слабым орудием?

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя

См. Толкование на Пс. 91:5

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–7 Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих

Продолжая выражать свои мысли и чувства, возбуждаемые при созерцании великих дел Божиих, псалмопевец с удивлением говорит: «Как велики и славны дела Твои, Господи!» (ц.слав., по пер. с евр.: яко, или коль, возвеличишася дела Твоя, Господи); они непостижимы для ума человеческого; премудрость, сокрытая в делах Божественного творения и промышления о мире, настолько глубока и удивительна, что нам совершенно невозможно в сей жизни обнять ее своими мыслями (зело углубишася помышления Твоя). Под именем мужа безумного разумеется здесь человек глупый, вообще – нерассудительный (латинский insipiens, animal, stolidus, impius), мудрец века сего, который не возводит мысль свою к Богу, к делам Божиим и предметам высшего, духовного мира, а весь поглощен чувственной и суетной жизнью. Такой человек не может возвыситься до познания великих дел Божиих. Если он и интересуется чем-либо в делах природы или видимого мира, то занимается этими делами настолько, насколько находит в них пользу и удовольствие для себя; но для того, чтобы чрез «видимые творения Божии» познать невидимую силу Виновника всего, «присносущную силу Его и Божество» (Рим. 1:20), он оказывается неспособным, мужем неразумным, безумным, который не разумеет сих. А так как между современными людьми есть немало таких, которые, будучи неразумны по отношению к делам мира Божественного, духовного, причисляют себя к разумным, образованным (интеллигенты – intelligentes), Tо, по Слову Божию, и они являются такими же неразумными, не познавшими воли Божией, неблагодарными Ему и преданными постыдным страстям (см. Рим. 1:20–32). Так и вы все, вольнодумцы, последователи хлыстовской секты и др., отвергающиеся от единой Христовой Церкви.

Объяснение священной книги псалмов.