Толкования на Пс. 103:2

Свт. Афанасий Великий

одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу

Одеяйся светом яко ризою. Начиная с мысленного света, слагает песнь Богу. Но как в другом месте сказано, что Бог живет во свете неприступнем (1 Тим. 6,16), так здесь именуется облекающимся в сей самый свет.

Простираяй небо яко кожу. Вторым делом Промысла полагается — это распростирать небо, подобно чему-либо протяженному в руках художника, а этим вместе объясняется и образ действия, и удобство, с каким совершает оное Зиждитель. Как не трудно человеку растянуть кожу, так легко и Богу создать не существовавшее прежде небо. Но Давид в тоже время наводит нас и на другую высокую мысль, а именно, что мы теперь на пути к иной жизни, что настоящее есть тень грядущего и мы не вступили еще во святилище, но пока, в настоящей жизни, пребываем в скинии; скиния же есть нечто разрушаемое, и притом вскоре. Так и по изменении неба будет иной образ жизни, и жребий лучший настоящего, потому что будут небо новое и земля новая. Но послушаем, что о небе говорят пророки, чтобы заградить уста высоко думающим о бороде, которые, говоря все, что ни приходит на ум, утверждают, будто бы и под землею есть небо. Им противостав, пророк сказал: простираяй небо яко кожу. А кожа не есть какой-либо шар, как они суесловят. Напротив того, уподобил оное никоему полукружию и полушарию. Поэтому и другой пророк, тоже выражая, сказал: поставивый небо яко камару, и простер е яко скинию обитати (Ис. 40,22). И еще о том, что небо не колеблется, но стоит твердо, пророк говорит так: водрузивый небо (Ис. 42,5). Изображая же крайнюю утонченность неба, сказал: понеже небо яко дым утвердися (Ис. 51,6).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу

Он одевается светом как бы одеждой, как обладающий полнотою ведения, как имеющий непостижимое существо. Притом свет озна­чает полнейшую истинность божественного ведения. По словам Павла, Бог «обитает в неприступном свете» (1Тим.6:16). Живет во свете – значит, что Он всецело есть ведение, превосходящее всякую мысль, почему свет и назван неприступным. В виду этого-то апо­стол и говорил: «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете». Этот свет таков, что никто не осмеливается приблизиться к нему: чрезмерность блеска поражает зрение. Ведь если и видимое солнце принуждает к этому тех, кто пытается упорно смотреть на него, то у кого хватит сил для того, чтобы постигнуть мыслью этот неприступный свет? Итак, и сам Он есть истинный свет (Ин.1:9), и облачается светом как одеждой, и во свете живет непри­ступном, «облако и мрак вокруг Его« (Пс.96:2), и Он «мрак сделал покровом Своим» (Пс.17:12). Все это не противоречит одно дру­гому. Конечно, для тех, кто не может видеть неприступный свет, он тоже самое, что мрак и тьма, потому что ни там, ни тут нет возможности рассмотреть, что содержится внутри; и то и другое озна­чает невидимость божественной природы. Впрочем, Иоанн Богослов, изображая и самое домостроительство Его, назвал это домостроитель­ство светом, говоря: «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5). Тьма облегает Его как одежда, когда телесными слабо­стями Он совершенно прикрывает силу божества, напр., когда чув­ствует голод, жажду, утомление, и подобное тому претерпевает. Облекается же Он светом, когда проявляет Свое божество, запрещая морю, потрясая землю, омрачая солнце; тогда Он уже не позволяет божеству скрываться под человечеством. «Простираешь небо, как кожаный покров (шатра)«. Это сравнение указывает на легкость творения. Как человеку легко растянуть кожу и сделать палатку, так Бог всяческих рас­простер великий свод небес, одним Своим словом.

Беседа на псалом 103.

Блж. Феодорит Кирский

одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу

«Одеяйся светом яко ризою». Согласно с сим сказал и Апостол: «един имеяй безсмертие, во свете живый неприступнем» (1Тим.6:16). Таков оный свет, что никто не дерзает приблизиться; преизобилие светозарности принуждает отвращать взоры. Ибо, если чувственное солнце заставляет делать сие покушающихся долго смотреть на него; то в состоянии ли кто устремлять взор на свет неприступный? Посему, хотя Бог и Сам есть свет истинный; но одевается светом, как ризою, и живет во свете неприступном. «Облак и мрак окрест Его» (Пс.96:2); «положи тму закров Свой» (Пс.17:12). И сие не противоречит одно другому; потому что неприступный свет для тех, которые не могут взирать на него, есть тоже, чтó мрак и тма. Не может быть видимо, ни чтó во тме, ни чтó в оном свете. И тем и другим означается невидимость Божия естества.

«Простираяй небо яко кожу». Сим Пророк выразил удобство создания. Как человеку не трудно растянуть кожу и сделать кущу, так Бог всяческих единым словом распростер великие круги небес.

Евфимий Зигабен

одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу

Одеяйся светом, яко ризою

Ты, говорит, Господи, весьма возвеличился, потому что одеваешься светом как одеждою, Ты и покрываешься светом, что согласно с сими словами Павла: «Который обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6,16). А сими словами и Давид и Павел показывает, что Бог по естеству невидим и непостижим; и это по словам Феодорита не противоречит следующим словам: положил тьму в покров себе (Пс. 17,12); потому что свет неприступный и невидимый производит то же самое следствие, какое и густая тьма, ибо и то и другое препятствует глазам видеть; только неприступный свет препятствует зрению по причини чрезмерного блеска, а тьма по причине оскудения и недостатка света. А если то, что вне Божия света, недоступно и невидимо, то кольми паче то, что внутри самого света. Другие под светом здесь разумеют крайнюю чистоту, а другие —познание.

Слова Евсевия: И так как одевающийся чувственною одеждою покрывается ею кругом: так и невозможность раскрыть окружающий Бога свет выражает непостижимость Его по существу. Златоуста: Что—говоришь, Давид? Евангелист говорит, что Он есть истинный свет; Павел, что Он обитает в неприступном свете, а ты говоришь, что Он облечен светом, как ризою? Видишь ли, что хотя бы кто был пророком, хотя бы Евангелистом или Апостолом, не может достигнуть ясности. Но мало помалу восходя от наименований того, что находится у нас, представляют хотя неясное некоторое понятие о неизреченной оной славе; ибо не зная, что Он по существу, они усиливаются из того, что ясно у нас, получить таковое (понятие), сколько-то возможно. Григория богослова о речении одевающийся: и Давид представляет Бога облекшимся в силу… разве кому угодно будет разуметь под сим преизобилие и вместе как бы ограничение силы, в каком смысле и Бог одевается светом, как ризою. Ибо кто устоит пред неограниченным Его могуществом и светом? (слово на Пасху).

Простираяй небо, яко кожу

Ты, говорит, весьма возвеличился, потому что распростер небо с такою легкостью, с какою распростирается кем-либо кожа. По словам Феодорита, Давид посредством кожи изобразил легкость, с которою Бог создал небо; а Исаия выразил неподвижность неба и вод Его, сими словами: поставивший небо как свод (Ис. 40,22). А если ты будешь принимать кожу в том значении, что это есть палатка кожевная; то сими словами Давид изображает, согласно с Афанасием, и вид неба; ибо как палатка имеет вид свода; так и небо походит на свод. Здесь слово: простирающий, употреблено безразлично, вместо: распростерший, по замену времен, как должно понимать и ниже следующие причастия.

Златословесного: И другую высокую мысль указывает при том, что мы совершаем путь в другую жизнь и что настоящее есть тень будущего: и мы не достигаем еще недоступного, но находимся в настоящей жизни еще в куще. Ибо куща есть из числа разрушаемых. Так и, по изменении сего неба, наступить другой род жизни, лучший настоящего; и небо будет новое и земля новая. Не сказал: распростерший, но: простирающий, поскольку, по словам Григория богослова, Он распростер его касательно бытия Его одежды, а, по промышлению, распростирает его всегда, как сказано: Отец мой доселе делает, и Я делаю. Подобное место есть и у Иова: творящий созвездие (плееду) и вечернюю (звезду); ибо создав сие однажды, Он промышляет о сохранении его. Почему Златоуст из сих и других слов делает заключение такое, что небо не кругловидно, но только имеет вид свода, и что не подвижно и не круглообращательно, но что в нем движутся только одни светила, или звезды. А божественный Василий и Нисский и Дамаскин представляют его кругловидным, и что быстрым его движением земля связывается со всех сторон и стоит среди его неподвижно. Кругловидным небо представляет кажется и Зоровавель, когда говорит: не быстротечно ли солнце, когда вращается в кругу неба и опять восходит на свое место в течении одного дня (3 Езд. 4,34)? И Георгий Писсидиец говорит в Ямбических стихах:

Хотя оно и вид дыма имеет, по словам некоего имеющего остропроницательное зрение; И полукружие—на подобие блюда; однако же оно имеет твердость и основание в Тебе. На неимеющей твердости бездне оно утверждено Тобою, простерший небо, как кожу! Оно поднялось вверх и по тяжести своей наклоняется вниз; но расстояния у неба равны вокруг. Связует все оно, держась одним Тобою; и как средоточие носит в себе землю: Ибо, измеряясь неизмеримым небом, в сравнении с Тобою, она тесна как точка. Зиждитель быстроврающегося крова! Впрочем мы должны сознаться, что точное понятие о том имеет только создатель сего Бог; в рассуждении чего, смотри слова Григория Богослова на изречение 8-го псалма: узрю небеса.

Еп. Ириней (Орда)

одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу

И вслед за тем псалмопевец, в частности, изображает величие и славу Бога, Творца и Промыслителя мира. Псалмопевец, очевидно, имеет в виду повествование о творении мира в книге Бытия; первый и второй день творения ст. 2-5; третий ст. 6-18; четвертый ст. 19-23; пятый и шестый ст. 25-30. Бог создал свет, окружив Себя оным, как бы блестящею одеждою, потом твердь, в облаках и в буре Он нисходит (на суд) и ангелов посылает, как органов Своего откровения.

Ст. 2 указывает не на свойство Божие (1 Тим. 6:16), но на созданный свет (Быт. 1:3), которым Творец, так сказать, облекся; созданный свет есть величественная Его одежда, простирающаяся над всем творением. Простираяй и проч. – создание тверди (Быт. 1:6); для Бога также было и есть легко, поставив беспредельный свод небесный, как для человека легко протянуть из кож сделанные покровы для палаток.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу

См. Толкование на Пс. 103:1

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 2–3 Одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу: покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню

Прославляя величие Божие и красоту Его, пророк говорит, что Господь Бог, Который Сам, по природе Своей, «есть свет неприступный» (Ин.1:5) «и живет во свете неприступном, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим.6:16), естественно, одевается, как ризою, или одеждою, таким же светом. И Святая Церковь, для прославления сего Божественного свойства Бога света, в положенное время воспевает такое песнопение: «Одеяйся светом яко ризою, к Тебе утренюю и Тебе зову: душу мою просвети омраченную, Христе, яко един Благоутробен (Октоих. Глас 5-й. Неделя. Утро. Канон. Песнь 5-я, ирмос). Ты «простираешь, – говорит далее пророк, – небеса как шатер» (по пер. с евр.). Эта твердь небесная, или видимое нами небо, представляется нашему взору в виде распростертого над землею полукруглого, синеватого шатра, наподобие «покрова скинии от кож овних червленых, и прикрывала от кож синих сверху» (Исх. 26:14). Это и есть та «твердь небесная», о которой бытописатель говорит в 1-й главе книги Бытия (Быт. 1:6–7), и которая сотворена во второй день бытия мира. Ты, говорит еще пророк, покрываешь водами горние чертоги Твои, с невыразимым искусством расположив воды выше неба. «Пророк сими словами показывает, – говорит св. Афанасий Александрийский, – что не напрасно в воздухе носятся собрания вод, потому что Бог Сам промыслом Своим устроил это, чтобы часть неба казалась покрытою стройными кучами облаков» [3, с. 331]. «Ты делаешь облака Своею колесницею, Ты шествуешь на крыльях ветра». Не это ли самое мы и слышим при сказании о вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо? Сказав последнее слово ученикам, собравшимся по Его повелению на горе Елеонской, «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). Здесь непогрешительно будет добавить, что крылья ветра понесли Его в превыспренняя небес. «Поелику ветры, – говорит блж. Феодорит, – по природе своей быстродвижнее всех чувственных вещей: то пророк, не находя в чувственных вещах другого, более точного изображения быстроты, сказал, что Бог носится на крылу ветреню, давая тем разуметь, что Он присущ повсюду» [6, с. 490].

Объяснение священной книги псалмов.