Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней
«Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их». Иные говорят: «кто, утверждает своды»; Симмах говорит: «кто утвердил». Что значит: «пространство»? Может быть, Он образовал какое-либо вещество? Кажется, что этим обозначается нечто подобное. В верхней части Он провел свод ради жидкого вещества вод, чтобы они не лились в нижнюю часть; так как они весьма легки и нежны на подобие дыма, то Он утвердил их и сделал твердыми. Потом: Он водрузил, т.е. связал с землею, чтобы она наклоняясь не упала: когда что-либо водружается, то водружается во что-либо, – это ясно из самого выражения. Таким образом, здесь не обозначается ни круг, ни круглая фигура. «Распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней». Каким образом вещество, будучи нежным, может выносить тяжесть великих и высоких гор; почему постоянно текущая вода не пресечется, и почему, всегда охватываемая пламенем, она не воспримет огня? Однако, она тверда как камень, и даже более, чем камень, потому что это был Бог, «распростерший землю с произведениями ее», особенно же людей, чтобы ты разумел, что крепость их происходит от Бога. Если бы им не покровительствовало божественное промышление, то весь человеческий род был бы уничтожен с самого начала. Сколько было бедствий! Сколько печалей! Почему пророк и говорит: «Помощь моя от Господа» (Пс.120:2). Сколько огорчений! Сколько душевных волнений! Какая печаль! Сколько кораблекрушений! Если бы не разрушалось тело, то дух, не будучи в состоянии переносить такого бремени скорби и печали, улетел бы. Так как существует столько скорбей и печалей, то Он не оставляет, хотя часто отступает, чтобы ты разумел, что, когда Он не оставляет и не отступает, то это – дело Его силы. Обратим внимание на животных: сколько у них бедствий! Сколько зла и трудов! Однако, они не прекращают существования. Почему и Павел говорит: «И кто способен к сему?» (2Кор.2:16); а потом: «утешающий нас во всякой скорби нашей» (2Кор.1:4). Если бы небо не было нам помощником, то остальное не было бы достаточно для нас, чтобы переносить такие бедствия. «Дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней». Или иначе: есть Попечитель душ, т.е. все сохраняется божественным промышлением; одни тела одушевлены, другие неодушевлены. Взирая на прекрасное и видимое тело небес, ты не думай, что оно одушевлено, как вздорно говорят греческие басни; но все, что существует, существует и остается твердым, не имея души. Также, взирая на землю, не думай, что она одушевлена, потому что она стоит и твердо пребывает; точно так же и относительно воды. Вот небо и земля: одно находится выше, другая ниже; есть одушевленные и есть неодушевленные существа. Бог дал душу людям, но никак не небу, ни земле, ни воде; скотам же Он дал душу чувствующую, но не разумную. Известно, что Он – Творец душ разумных и чувствующих. В людях же нет никакого различия между духом и душою; но эти два названия обозначают одно и то же, как тело и плоть, человек и разумное животное.
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 5–7 Тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо и водрузивый е, утверждей землю и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящым на ней: Аз Господь Бог призвах Тя в правде, и удержу за руку Твою и укреплю Тя: и дах Тя в завет рода Израилева, во свет языков, отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы и седящыя во тме
Весьма много по временам бывало во Израиле ложных пророков и ложных прорицателей. По этой причине случалось, что не верили даже посланным от Бога истинным пророкам, навыкшим вещать от Духа Святого и, что удивительно, на самого Христа клеветали, что Он и не послан от Бога, и не истинно свят, хотя Он, облеченный божественным превосходством, совершал чудеса. Так, наставники Иудеев, хотя видели, что Он чудодействует, иногда утверждали, что Он, о Вселзевуле князе бесовстем изгонит бесы (Лк. 11:15), а иногда говорили друг другу: если бы этот человек был от Бога, то он не нарушал бы субботы. И на это Христос многократно давал ответ и доказывал, что Он не таков, как те, которые по одной только наружности были посланными от Бога. Посему Он говорил: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох , да живот имут (Ин. 10:10), и в другом месте: аз приидох во имя Отца моего (Ин. 5:43).
А чтобы и Самого Отца небесного иметь свидетелем, Он ради пользы и по необходимости говорил: Я Господь Бог, утвердивший небо, соделавший землю самою твердою и непоколебимою, живый и животворящий, дающий дыхание всем; Я Бог и Господь всяческих, призвах Тя в правде; ибо не сам от себя, говорит, приходил Он, подобно тем лжепророкам, вещавшим от своего сердца, а не от уст Божиих, но Я призвал Тебя, то есть по благоволению Моему привел в правде и удержу за руку твою и укреплю тя вместо: буду содействовать Тебе и сделаю всесильным. Не скажем, что Отец считал Сына немощным и бессильным, или нуждающимся в помощи: Он Сам есть Господь сил и непобедимая десница Отца, которою все приведено к бытию; но опять ведет речь как бы к одному из нас, поскольку Он явился человеком, и, некоторым образом, по человечеству получал силу от Отца. Посему и говорится, что Он (Отец) воскресил Его, дал Ему славу и поставил превыше умышлений убийц. Ибо, если Он смирил себя и добровольно подвергся истощанию, то во всяком случае необходимо, чтобы видима была мера истощания и из самых дел усматривалось смирение.
И заметь, как, сказав о человеке: удержу за руку Твою и укреплю Тя, немедленно показывает, что Он Бог по естеству, и истинно Сын, и Свет от света: дах Тя, говорит, в завет рода во свет языков, отверзсти очи слепых. Единородное Слово Божие явилось в мир сей с плотью к происшедшим от рода, то есть от крови Израиля [ибо от них явилось Оно, по плоти рожденное от жены], дало новый завет, древле предвозвещенный устами пророков, и стало светом для языков. И это приличествует Богу: если Оно (Слово), как Законодатель, сделало недействительною сень всемудрого Моисея и к древнему по превосходящей власти присоединило новое, – если Оно могло просвещать находящихся во тьме, отверзать очи слепым (ибо языкам возблистал божественный и небесный свет), то не служит ли это ясным доказательством, что Оно – Бог и от Бога по естеству происходит? А что Христос и сущим в аде духовом сошед проповеда (1 Пет. 3:19), и явился заключенным в доме темницы и всех освободил от уз, нужды, наказания и суда,– об этом предвозвестил, сказав: извести от уз связанныя и из дому темницы (и) седящыя во тме.
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 5-9 Так говорит Господь Бог творящий небеса и распростирающий их, утверждающий землю и произрождения ея, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал тебя в правде и взял руку твою и сохранил тебя, и дал тебя в завет народу, в свет язычникам. Чтобы открыть глаза слепых и вывесть узников из заключения, сидящих во тьме из темницы. Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному, и хвалы Моей истуканам. Прежнее вот сбылось и новое Я возвещаю; прежде нежели оно произойдет Я дам услышать вам
Неизвестно было, кто прежде сказал: вот раб Мой, Я восприиму Его; избранный Мой, Ему благоволит душа Моя. Я дал дух Мой на Него, Он возвестит народам суд. Ибо после осуждения идолов вдруг началась речь: вот раб Мой и прочее, что мы объяснили, [как сказанное] от лица Отца о Христе. Итак, чтобы не оставалось неизвестным, кто сказал вышеупомянутое, он присоединяет и говорит: так говорит Господь Бог, творящий небеса и распростирающий их, или как перевели LXX: сотворивший небо и утвердивший его. Итак творец и Господь вселенной сам обещал пришествие Христа своего, который не только простер и утвердил небеса, но также утвердил во глубине основания земли и все, что рождается из нее, чтобы чрез рассматривание творений Его было видимо невидимое Его, так же как вечная сила Его и божество (Рим. 1:20). Он дал дыхание всем, пребывающим на земле, по первому закону смертных [существ]. Ибо вдунул Бог в лицо Адама дыхание жизни, и стал он душою живою (Быт. 2:7). Но дух [дал Он] собственно тем, которые попирают землю и плотскую мудрость подчиняют Его власти.
Итак тот, кто имеет столько глашатаев, так говорит тому, от которого ожидают закона острова и народы: Я, Господь, призвал тебя в правде, о котором сам говорит в Евангелии: Отче праведный, мир Тебе не позна (Ин. 17:25), чтобы быть Богом не только иудеев, но и язычников. И взял руку твою, ибо что делает Сын, то делает Отец. И сохранил тебя, потому что Ты сам все сохраняешь. И дал тебя в завет народу Израильскому, которому Я прежде обещал Твое пришествие. В свет язычников, которые сидели по тьме и тени смертной. Чтобы открыть глаза слепых, которые прежде не видели Бога. И вывести узника [или узников] из заключения, потому что каждый затягивается вервиями своих грехов (Притч. 5:22). И в Евангелии Господь разрешает того, кого связал сатана. Сидящих во тьме из темницы, — кои пребывали в ночи и тьме заблуждения. Чрез присоединение же: Я Господь, это — Мое имя; не дам славы Моей иному, не исключается Сын, на слова которого в Евангелии: прослави мя Ты, Отче, славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин. 17:5). Он сам отвечает: «Я и прославил, и прославлю» (Ин. 12:28). Ибо Он не сказал: не дам славы Моей «никому,»— если бы Он так сказал, то исключал бы и Сына,— но: не дам славы Моей «иному», кроме тебя, которому Я дал, которому Я дам. Поэтому я удивляюсь той особенности в Священном Писании, что все переводчики, которые во многом другом обыкновенно разнятся, согласно перевели слово aher чрез иной. Но чтобы мы знали, что этими словами исключает Он не Сына, а идолов, то, следующие слова свидетельствуют: и хвалы Моей истуканам. Вместо этого LXX [перевели]: ни сил (virtutes) Моих истуканам. Ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:24), Он заключает в Себе все силы Отца.
Далее следует: прежнее вот сбылось. Смысл же такой: что Я говорил, что Я обещал чрез Моисея и пророков, все это исполнилось. Теперь же Я возвещаю вам Евангелие, призвание народов, страдание Христово, новую веру, чтобы, видя исполнение прежнего на деле, вы поверили и тому, что сбудется обещаемое теперь Мною.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.
Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней
Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса…. распростерший землю с произведениями ее, дающей дыхание…. и дух… В середине Божественной речи о внешне смиренном, но внутренне величавом образе Отрока Господня, Сам Бог дает торжественное удостоверение подлинности и непреложности этой речи. Печатью Божественного происхождения и достоинства виновника этой речи служит характерная для пророка Исаии ссылка на историю творения, как на доказательство Всемогущества и Вечности Творца (Ис. 40:12; 44:24; 45:7-12; 64:8; 45:18). Комментаторы обращают внимание на сходство данного места с историей мироздания, как она изложена в кн. Бытия и у Псалмопевца (1-2 гл., 102 Пс и др.), и небезосновательно заключают отсюда, что Пятикнижие и Псалтирь существовали уже раньше пророка Исаии, против чего, обыкновенно, сильно (не неосновательно) спорит отрицательная критика. Стих этот можно считать также началом другой речи Господа, непосредственно обращенной к Его Отроку.
См. также Толкование на Ис. 42:1
Толковая Библия.