Толкования на Пс. 117:26

Свт. Афанасий Великий

Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня

См. Толкование на Пс. 117:25

Свт. Иоанн Златоуст

Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня

Наши блага состоят не в том только, что совершилось, но и в другом лучшем, каково: воскресение, царство, наследие со Христом. Желая выразить все это, пророк и присовокупил: «благословен грядущий во имя Господне». То же говорил и Христос иудеям: «сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф.23:39). Так как они часто возражали, что он не от Бога, что Он – противник Божий, то Он и говорит им: вы сами будете свидетельствовать, что Я не противник Божий, когда увидите Меня идущим на облаках, и воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!», отнимая у себя словами этой хвалы всякое оправдание. Очевидность того, что будет тогда, заставит вас высказать эти слова, которыми вы прославите Бога и вместе произнесете тяжкое обвинение на самих себя.

Беседы на псалмы. На псалом 117.

Блж. Феодорит Кирский

Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня

«Благословен грядый во имя Господне». Сие и отроки восклицали Владыке в обличение тех, которые уверяли о себе, что изучили словеса Божии, но не хотели уразуметь истиннаго смысла. Ибо, когда книжники и фарисеи называли Владыку Самарянином, отроки взывали, что Он – и грядый и благословенный. Подобно сему и слово: «осанна» встречается в сем же пророчестве. Ибо находим, что сказанное: «спаси», у Евреев читается: «осанна». Отсюда же заимствуя и блаженный Иоанн Креститель, руководствуя к истине учеников своих, спрашивает через них Господа: «Ты ли еси грядый, или иного чаем» (Мф.11:3)? Но тот, кто Господь, пришел во имя Господне. Так сказал Иудеям: «Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; ин приидет во имя свое, того приимете» (Ин.5:43). Тот, кто есть Благословенный, есть также и Сын Благословеннаго. Так и первосвященник спрашивал: «Ты ли еси Сын благословеннаго» (Марк. 14:61)?

«Благословихом вы из дому Господня». Так говорят победившие возлюбленным ими: приносим вам благословение от того Камня, который соделался домом сущаго в нем Бога Слова. Ибо сказано: и «Слово плоть бысть, и вселися в ны» (Ин.1:14). И Господь сказал Иудеям: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Ин.2:19).

Евфимий Зигабен

Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня

Благословен грядый во имя Господне

И в сих словах пророчество о Христе; потому что Христос пришел во имя Господне, то есть пришел от Господа и из существа Господня; почему и иудеям Он говорил: Я пришел во имя Отца Моего, и не приемлете Меня (Иоан. 5,43); и еще: Я от Бога изшел и пришел (Иоан. 8,42). Или выражение: во имя Господне (έν τώ όνόματι) означает то же, что: под именем Божиим, то есть пришел, имея на себе имя Божие и будучи Богом.

Феодорита: В сих словах показал, к кому относится песнопение Иерусалимских отроков. Ибо сии отроки произнесли Владыке сии слова в обличение тех, которые обещались учить о Боге и не хотели разуметь истинного смысла (Писания): тогда как книжники называли Владыку уничижительно Самарянином, отроки именовали Его идущим и признавали благословенным. В этом же пророчестве находится и Осанна, так как слово: спаси же, в еврейской Псалтири выражено словом: осанна. Поелику и Креститель, наставляя учеников своих в истине, теми же словами вопрошал Господа: Ты ли Идущий, или другого ожидать нам? Далее, будучи Господом, Он пришел во имя Господне; и будучи благословенным, Он Сын Благословенного. Так и архиерей вопрошал Его: Ты ли Сын Благословенного? Он-то, поистине, по словам Оригена, есть Идущий и самовластно и под именем Господним; тогда как до Него все мужи и ангелы приходили в виде рабов Господних. Так например, каждый говорил: сие говорил Господь, и Господь послал меня. Кирилла: Что значит: во имя Господне? Значит в богоприличной славе и господстве и превосходстве над всеми. Златоуста: Хорошо сказано и это: Идущий; ибо наши дела не остановились на том, что сделано, но еще простираются и к другим многочисленнейшим, как то: к воскресению, к царству, к упокоению со Христом, что все желая выразить, сказал: благословен Идущий во имя Господне. Тоже и Христос сказал иудеям: вы сами будете свидетелями того, что Я не богопротивник, когда увидите Идущаго на облаках и произнесете в похвалу Мою сии слова, чрез что лишитесь всякаго извинения. Безымянного: Хорошо сказано: Идущий, а не пришедший; ибо Он всегда приходит и является к человеческому роду (хотя и не во плоти), без движения и перехождения (ибо по божественному пришествию Он наполняет небо и землю), когда мы своими свойствами и нерасположеностью приближаемся к Нему, или удаляемся от Него.

Благословихом вы из дому Господня

Вас, говорит, словесные питомцы Церкви Христовой, мы—пророки, верующие и знающие таковые таинства, в отношении ко Христу благословили, называя вас христиан, как людей из дома Господня, блаженными за то, что вы будете наслаждаться таковыми благами и божественными тайнами; так как дом Господень есть Церковь, состоящая из верующих.

Златословесного: Явлением называет воплощение, и удивляется, что будучи Богом Господом и будучи таков по существу своему, удостоит нас своего явления. Потому-то мы, говорит, и будем благословлять Тебя за то, что получили такой дар. На сие-то и Христос указывает, когда говорит: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слыхали. Феодорит слова: из дома Господня, изъясняет так: Мы несем к вам благословение того Камня, который сделался домом обитающего в Нем Бога—Слова; ибо Слово, говорит, стало плотию и обитало с нами.

Еп. Ириней (Орда)

Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня

Священники из отворенного храма (дому Господа) высказывают входящему народу благожелания и возбуждают, указанием на полученное от Бога спасение (явися нам), к достойному праздничному торжеству. Ст. 26 (благословен грядый и проч.) составляют слова священнического хора, у дверей храма с благожеланиями встречающего народ. Во имя Господне многие справедливо относят к благословен, а не к грядый; благословен во имя, силою Божиею, тот, кто приходит; грядущий – народ, входящий в храм.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня

Здесь изображается процессия, идущая к храму и воспевающая: «благословен грядущий во имя Господне», на что священники отвечают: «благословляем…»

Прот. Григорий Разумовский

Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня

Словами первой половины сего, 26-го, стиха: Благословен грядый во имя Господне, – встретили Давида священники, когда отворили ему врата правды, и он, вшедши в эти врата, возблагодарил Господа словами: «Славлю Тебя, Господи, что Ты услышал меня и соделался моим спасением» old:ps:117:21|(ст. 21), а потом, теми же словами, приветствовал Господа Иисуса Христа народ, предшествовавший и сопровождавший Его, когда Он, пред страданиями и смертию Своей, торжественно входил в Иерусалим: Благословен грядый во имя Господне. Слова эти означают, что благословен Богом тот, кто идет во имя Господне не только спасать людей, но и судить их. Сам Спаситель относит сии слова к Себе, когда внушает неверующим иудеям, что настанет время, когда они, увидя Его, идущим на облаках судить людей, невольно выскажут эти слова, т.е. признают Его Мессией и Господом (Мф. 23:39). Словами же следующей половины стиха: благословихом вы из дому Господня, – выразили приветствие и благословение свое, по заповеди Божией (Чис. 6:23–24), священники, при выходе царя и народа из скинии. По словам св. Иоанна Златоуста, «пророк разумеет здесь весь верный народ, получающий благословение в доме Божием» [5, с. 363]. А по св. Афанасию, эти слова говорят пророки уверовашим во Христа, т.е. «блаженными вас назовем за то, что стали вы домом духовным; потому что в вас обитает Господь» [3, с. 366].

Объяснение священной книги псалмов.