Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну
Помози ми, и спасуся. Хотя и сказал: Помощник мой и заступник мой еси Ты (Пс. 118:114), но имеет нужду и в непрестанной помощи. Ибо, пока мы здесь, не можем еще сказать совершенно: спасуся. Но когда будем жить с Ангелами Божиими, тогда и поучение оправданиям будет лицом к лицу, не тенью одной ограничивающимся, но касающимся самой истины.
Толкование на псалмы.
Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну
И достигнув спасения, я не забуду Твоих оправданий, но всегда буду помнить о них. Память же разумеет не на словах только, но и на деле. Такое памятование оправданий Божиих, будучи постоянным, приобретает нам помощь Божию и приводит нас к спасению.
Беседа на псалом 118.
Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну
«Хотя, так объясняет этот стих святой Афанасий, и сказал пророк: заступник мой еси Ты, но чувствует нужду и в непрестанной помощи, ибо пока человек еще здесь, то не может сказать утвердительно: спасусь». Упование не отменяет молитвы, равно как и мужество – упования. Молись – придет помощь и увенчает успехом мужественное воодушевление твое. Так как ты не можешь знать, когда подступят враги и поднимут бурю помыслов и страстных движений, то непрестанно молись: Боже, в помощь мою вонми! Господи, помощи ми потщися!
Уповающего и молящегося в уповании вражеские нападения никогда не застанут врасплох, или даже и подступить к нему не посмеют.
Уповательная молитва прикрывает душу некоторого рода осенением; оттого врагам и не видно, куда метить стрелами своими. Есть сказания, что на иных святых нападали злые люди, но Бог прикрывал их, делая невидимыми. Враги такие поищут-поищут, и уйдут без всего. Так и от невидимых врагов прикрывает Бог душу, так что они не видят ее. Может быть, свет молитвенный поражает их зрение, как свет вещественный поражает зрение некоторых птиц, которые потому и не видят среди белого дня.
Случается, что иные злодеи являются обокрасть дом, а в это время хозяин с кем-либо долго разговаривает; злодеи не начинают своего дела до тех пор, пока не услышат, что умолк разговор. Продлись он всю ночь – всю ночь и простояли бы они, опасаясь приняться за свое злодейское дело. Так и ты, если хочешь, чтобы враги отходили от тебя без дела, не прекращай беседы своей к Богу: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися! Эта речь, хоть и молчком, мысленно будет совершаться в душе, но врагам она слышится гласно, и, пока будет она идти, ни за что не посмеют они подступить к тебе, потому что знают, о чем и с кем ты ведешь речь, и что им крепко достанется за дерзость нападения.
Иной скажет: вот я и молюсь, а страсти все же одолевают меня. Молитва молитве – рознь. Настоящая молитва никогда не даст в обиду; напротив, если по невниманию иногда в душе и раздражатся страсти, то прибегни только к молитве и совершай это дело как должно, – тотчас улягутся воздвигнутые недобрые движения. Хоть и не тотчас это последует, особенно когда страсти восстают по нашей вине, но всячески они не устоят. Молитва никак не допустит, чтобы занятый ею был одолен ими. Если же с кем и случится что-либо подобное, то верно оттого, что у него тогда молился язык, а душа лукаво посматривала на страстное. Тут уж не было молитвы, а одна форма ее. Настоящая молитва, по словам святого Иоанна Колова, вот на что похожа. Сижу я, говорит он, под деревом и вижу, что издали подходят звери. Не имея сил бороться с ними, я взлезаю на дерево. Подойдут звери, постоят-постоят и отойдут. Это взлезание на дерево есть предание себя молитве в часы приближения страстных искушений.
Молящийся то же, что птица, высоко парящая в воздухе. Ни сетью ее не поймаешь, ни стрелою не достанешь. Но когда она, заметив лакомые зернышки, слетит сверху и станет клевать их, тут и в сеть впутаться может, и подстрелить ее удобно. Так и молящийся неуловим для врагов, ибо высоко возносит его дух молитвенный. Но если он, оставив горнее, ниспадет на дольнее и начнет соуслаждаться то тем, то другим, то немудрено, что уловят его и увлекут на непотребные дела. А кто виноват? Не оставлял бы молитвы, так она и не допустила бы до падения.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну
Ибо приложу попечение о том, чтобы улучить спасение в оправданиях Твоих, и непрестанно буду поучаться в них. Разумеет же пророк поучение, состоящее не в словах только, но и в делах.
Помози ми, и спасуся и поучуся во оправданиих Твоих выну
Если, сказывает, Ты, Господи, поможешь мне, то спасусь от злоумышлений видимых и невидимых врагов, после чего я буду размышлять постоянно в оправданиях Твоих.
Феодорита: Получив спасение, я не буду нерадеть об оправданиях Твоих; но всегда буду заниматься размышлением о них, где размышлением называется не только упражнение в словах, но и в делах. Аполлиннария: Выше сказал: помощник мой и заступник мой Ты; а здесь: помоги мне. Не довольно, говорит, для меня той помощи, которую я получил, но я прошу помощи и впредь; непрестанно помогай мне. А это: спасусь, есть еще не совершенное спасение, доколе находимся здесь. Когда освободимся от сей жизни, тогда полное спасение, когда будем жить с избранными ангелами. Всегда, т. е. не только в сем веке, но и в будущем. Там будем поучаться в оправданиях сих лицем к лицу, не в тени, но при свете истины.
помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих твоих выну
См. Толкование на Пс. 118:116
помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих твоих выну
Здесь пророк умоляет Бога о помощи. «Хотя пророк и сказал, – говорит св. Афанасий, – заступник мой еси Ты (см. выше ст. 114), но чувствует нужду и в непрестанной помощи, ибо пока человек еще здесь, то не может сказать утвердительно: спасусь» [3, с. 382]. Упование, как бы оно сильно ни было, не отменяет молитвы. Молись – придет помощь и увенчает успехом мужественное воодушевление твое. Так как ты не можешь знать, когда подступят враги и поднимут бурю помыслов и страстных движений, то непрестанно молись: «Боже, в помощь мою вонми! Господи, помощи ми потщися» (Пс. 69:2). Уповающего и молящегося в уповании вражеские нападения никогда не застанут врасплох, они даже и подступить к нему не посмеют. Уповательная молитва прикрывает душу и некоторого рода осенением, оттого врагам и не видно, куда метить стрелами своими. И молящийся так бывает подобен птице, высоко парящей в воздухе. Ни сетью ее не поймаешь, ни стрелою не достанешь. Но когда она, заметив лакомые зернышки, слетит сверху и станет клевать их, тут и в сеть впутаться может, и подстрелить ее удобно. Так и молящийся неуловим для врагов, ибо высоко возносит его дух молитвенный. Но если он, оставив горнее, ниспадает на дольнее и начнет соуслаждаться то тем, то другим, то немудрено, что уловят его и увлекут на непотребные дела. А кто виноват? Не оставлял бы молитвы, так она и не допустила бы до падения.
Объяснение священной книги псалмов.
См. также Толкование на Пс. 118:113