Толкования на Пс. 119:3

Свт. Афанасий Великий

Ст. 3-4 Что дастся тебе, и что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными

О чем еще просишь, чтобы дано было тебе? Или, чего еще желаешь, чтобы и то приложено было для тебя, в наказание уст льстивых? Полные огня стрелы возжжены Сильным. Означает же казнь, какая вскоре постигнет вавилонян.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву

Другой пере­водчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «что доставит тебе или что прибавит язык льстивый» (παρέξει… προσθήσει)? Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «что дал бы тебе, или что прибавил бы тебе язык с коварством» (δωη… πρσθείη… χατ έπιθέσως)? Эти слова выражают не что иное, как то, что такой порок велик, что такого рода зло тяжко. Поэтому, видишь ли, как пророк гневается, негодует и гово­рит: «что дастся тебе или что прибавится тебе при языке льстивом?», т.е. какое достойное наказание найдется для этого зла? Подоб­ным образом и Исаия говорил иудеям: «во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?» (Ис.1:5)? То же и он говорит: «что дастся тебе или что прибавится тебе при языке льстивом?» Он или это говорит, или то, что в самом пороке уже заключается нака­зание; ты сам, еще прежде наказания, причиняешь себе нака­зание, рождая зло в самом себе. Действительно, порок есть величайшее наказание для души еще прежде наказания. Какое же может быть достойное наказание для такого порока? Здесь – ника­кого, кроме поражения от Бога. Человек не может воздать за него по достоинству, потому что этот порок превышает всякое наказание; а Бог поразит его.

Беседы на псалмы. На псалом 119.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 3-4 Что дастся тебе или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными

Здесь благодать Духа утешает подавленных скорбию, и показывает, какий правдивый приговор произнесен на поступающих коварно. Ибо «сильным» называет Пророк Бога всяческих, а «стрелами сильнаго» – скорость наказаний, и заимствует образ речи от пущенных стрел, которыя удобно разсекают воздух; «углями же пустынными» изображает жестокость наказания, истребляющую и опустошающую его силу. Ибо таково свойство огня. Пророк как бы так говорит: не приходи в уныние поражаемый языком неправедным; наказания, посылаемыя Праведным Судиею, уподобляются быстроте стрел, опустошительной силе углей.

Евфимий Зигабен

Что (да) дастся тебе, или что (может) приложится тебе к языку льстиву

Другой изъяснитель читал: что дастся тебе, или что прибавится тебе к языку льстивому (вместо желательн. накл. в будущем изъявительном). Кажется, что Давид сими словами отвечает тому, кто выше в прошении своем сказал: Господи, избави душу мою от языка льстивого. Он говорит ему: какое наказание может быть дано тебе, человек, которое соответствовало бы языку льстивому? т. е. никакое; каковые слова выражают то, что язык льстивый неудобопобедим, по своей чрезвычайной хитрости; или по словам Безименного—то, что тебе—человеку, ищущему избавления от языка льстивого, не будет дано наказание соответственное оному: потому что язык льстивый есть сам по себе достаточное наказание для человека льстивого.

Никиты Стифатийского: Бог говорит желающему избавиться от языка льстивого: что более Моей силы и помощи может быть дано тебе, и что другое сверх сего прибавится тебе против такового льстивого языка? Не у тебя ли Мои оружия крепкого? Посредством их истреби уста неправедные, и говорящий в тебе хульный язык сатанинский. Ибо они острие обоюдного меча изощрены.

Еп. Ириней (Орда)

Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву

Злословие и клевета на него так несправедливы, что он вправе обратиться к клеветникам с вопросом: есть ли наказание, соответствующее злобе их языка? По переводу LXX и по Вульгате естественнее всего принимать ст. 3 за поэтическое обращение псалмопевца к своим (своему) клеветникам: «что может быть дано тебе Богом, полною мерою (ср. 1 Цар. 3:17) уделено, какое наказание назначено, чтобы оно соответствовало твоей клевете» (к языку – ср. Рим. 8:18). По нынешнему еврейскому чтению ст. 3 можно перевести: «что (Бог) даст тебе (в наказание за твои клеветы) и что прибавит тебе, язык лукавый?»

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными

Что лукавство может принести врагу? Только стрелы Сильного и угли дрока

Писатель спрашивает, какая польза от лжи для его врагов? Что она может дать им? Не иное что, как вызвать гнев Сильного, т. е. Господа, который пошлет на них кару («стрелы») с углями дрока. Дрок - кустарниковое растение в Палестине. Угли его отличаются свойством медленно истлевать, почему долго поддерживают огонь и жар. Угли дрока здесь - образ продолжительных бедствий, которые за «ложь» будут посланы Богом.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 3–4 Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными

В этих двух стихах заключаются вопрос и ответ, выраженные по поводу того злобного и льстивого языка, об избавлении от которого пророк молится в предыдущем стихе. Пророк вопрошает: что может быть дано тебе Богом за твою неправду, или какое, соответственное твоему льстивому и коварному языку, будет назначено наказание? И на этот вопрос свой сам же как бы так отвечает: не скорби, или утешься, ты, обиженный и оскорбляемый! У всемогущего Бога готовы изощренные стрелы (стрелы сильного изощрены) против беззаконных и льстивых людей, и вместе с ними приготовлены истребительные и опустошительные угли, дабы в одно и то же время и стрелы поражали, и угли жгли и истребляли.

Блж. Феодорит так изъясняет слова пророка: «Итак, не унывай, когда тебя поражает стрела льстивого языка: ибо готовы наказания, посылаемые от праведного Судии, которые по своему действию подобны самым острым стрелам и опустошающим углям. Итак, чего ты еще более желаешь, чтобы тебе дано было? И какого другого прибавления для себя требуешь, после такого приготовления со стороны сильного против нечестивых?» [7, с. 1000].

Израильтяне просят Господа о избавлении от языка льстива, от людей, которые обманывали народ пустыми обещаниями; пророк, обращаясь к сим неправедным людям, говорит: какая польза в неправедном и льстивом языке? Что приобретешь ты льстивым языком? Гнев Божий, который, как стрелы сильного со углями пустынными, поразит тебя. Говорят, что в древности к стрелам присоединяли горящий можжевельник, дабы горящие иглы делали раны неисцелимыми. Угли пустынные так названы или потому, что можжевельник, или дроковый кустарник, растет в пустыне, или это значит – «опустошающие».

Объяснение священной книги псалмов.