Толкования на Пс. 126:2

Свт. Афанасий Великий

Ст. 2-3 Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон. Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго

Егда даст возлюбленным Своим сон. Се достояние Господне сынове. В рассуждении храма не высоко о себе думайте, будто бы в нем дано вам достояние. Ибо храм — не ваше достояние. Напротив того, когда упокоит возлюбленных Своих из народа первого, т. е. Пророков; тогда даст в достояние сынам его. Кто же это, как не ученики Христовы? Ибо обетование и благословение Божие в чадах даруется как бы в некую награду возложившим упование на Бога. Мзда плода чревняго. Плод чрева есть спасение духа, по сказанному: поболехом, и родихом дух спасения, егоже сотворихом на земли (Ис. 26,18). Наградою и как бы достоянием сего плода дано будет сыноположение.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон

Другой переводчик (Акила) говорит: «медлющим садиться» (βραδύνουσι καθησθαι). Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «отсрочивающим сидение» (χρονίζουσι του καθησθαι). Смысл этих слов следующий: хотя бы вы не спали, хотя бы вставали до утра, хотя бы медлили ложиться спать, употребляя все время на труды и работу, но если вы не получите помощи свыше, то все дела человеческие разрушатся и от таких усилий не бу­дет никакой пользы. «Вставайте, вкушающие хлеб (в) скорби». Этими словами он выражает, что они вели труженическую жизнь, будучи вместе и воинами и строителями. Одною рукою, говорит, они держали корзину или камень, а другою – меч, разделяя себя для строе­ния и войны, и вместе с щитами носили мусор. Так как город был не огражден стенами и беззащитен, то действи­тельно иудеи, ежечасно опасаясь внезапных и нечаянных на­падений, строили стены в вооружении; при них были мечи, щиты и копья, а вдали от них находились соглядатаи, которые извещали их о скрытных движениях врагов, и давали знак звуком труб, как скоро издали замечали их приближение. Но хотя бы вы делали это, говорит пророк, и ели хлеб в изнурении, все будет тщетно и напрасно, если не приобретете помощи свыше. Если же они так нуждались в вышней помощи для восстановления города и стен, то гораздо более нуждаемся мы, идущие путем, который ведет на небо.

Беседы на псалмы. На псалом 126.

Прп. Нил Синайский

Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон

Устраняй поводы ко вражде, и вот дикие звери будут при тебе мирны, «и почиешь под лозою своею, егда даст Господь возлюбленным сон» (Пс. 126:2), мертвящий богоненавистные страсти, «и не будет устрашающаго» (Мих. 4:4).

Письма на разные темы. Чтецу Хрисанфу.

Прп. Амвросий Оптинский

Ст. 2-3 Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон. Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго

«Сном» пророк, в переносном смысле, назвал здесь успокоение, потому что сон доставляет людям отдых. Посему смысл этого стиха такой: когда Бог даст вам покой и свободу от нападающих на вас врагов, тогда не только возможете построить храм и Иерусалим, но и сыны родятся вам, которые будут наследием или жребием и собственным народом Божиим; и это плодородие чрева, или благословение чадорождения, как некая награда или воздаяние, будет даровано вам, уповавшим на Бога.

См. также Толкование на Пс. 126:1

Письма.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон. Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго

«Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни». Слово «востанете» имеет не повелительное, но неопределенное значение. Пророк говорит, что без содействия Бога всяческих все напрасно, и утреневать и вставать для охранения города и для предположеннаго созидания. А потому с болезнию вкушающим хлеб по причине востания врагов советует иметь надежду на Бога.

«Егда даст возлюбленным Своим сон». «Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго.» «Сном» Пророк в переносном смысле назвал здесь успокоение; потому что сон доставляет людям отдых. Посему, говорит, когда Бог сподобит нас своего попечения, возможем преодолеть врагов, строить без труда, жить в безопасности, спать без заботы и соделаться отцами многих чад по Божию обетованию. Ибо обетовал Бог соделать род наш, «яко песок вскрай моря» (Быт.22:17). Сие и здесь сказал Пророк: «се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго», то есть Божие обетование и благословение чадорождения, как бы некая награда дарованы нам, уповавшим на Него.

Евфимий Зигабен

Всуе вам есть утреневати, востанете по седении, ядущии хлеб болезни

Итак, вы, Иудеи, строящие Иерусалим и хранящие его,—вы, которые и хлеба не едите без печали и мучения, и вы, которые в скорбях, знайте, что без помощи и содействия Божия напрасно ваше дело, что вы встаете строить очень рано и что вы поднимаетесь вдруг по седении (ибо глагол подниматься, по словам Феодорита, поставлен в неопределенном, а не в повелительном наклонении), т. е. напрасно вам так спешить, чтобы кончить скоро строение Иерусалима и храма, и даже сном не насыщаться ночью, ни днем не иметь покоя. А назвал Иудеев живущими в печали не только потому, что излишне трудились, но и потому, что сражались, как мы сказали, со врагами, и в одно и то же время и строили и вели войну с соседями, препятствовавшими им; и следовательно, несли двойной труд.

Златоуста: А если они для восстановления города и стен его столько нуждались в помощи свыше, то тем более мы для совершения пути, ведущего к небу. А Феодотион, сказав (в переводе): ядущие хлеб идольский, сим, по замечанию Евсевия, показал, что место не принесло им никакой пользы; когда они вставали утром и потом отступали и снова обманывали, и по пременам опять прибегали к Нему; а причиною тому то, что они имели служить идолам, что и сбылось.

Егда даст возлюбленным своим сон

См. Толкование на Пс. 126:3

Прот. Сергий Терновский

Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон

См. Толкование на Пс. 126:1

Лопухин А.П.

Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон

См. Толкование на Пс. 126:1

Прот. Григорий Разумовский

Всуе вам есть утреневати: востанете по седении, ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон

Утренневати значит: «рано вставать»; ядущии хлеб болезни значит: «вкушающие пищу во время скорби». Но лучше можно выразуметь этот стих по переводу его с еврейского: «Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб в изнурении, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон». Продолжая мысль предыдущего стиха, пророк сими словами говорит: вот вы, иудеи, строители храма и Иерусалима, много трудитесь не только в строении, но и в охранении построенного, вы рано встаете, не досыпая ночи, поздно просиживаете за делом рук своих и хлеба не едите иначе, как в скорби и болезни; но знайте, что все это напрасно, если не призовете на помощь Бога, напрасно вам так спешить, чтобы скорее окончить строение Иерусалима и храма, и при этом не пользоваться сном ночью в достаточной мере, ни днем не иметь покоя. Так как известно, что в одно и то же время они и работали, и отражали нападения врагов с оружием в руках. Пророк не к тому, однако, так говорит, чтобы ослабить их труды и заботы и внушить то, чтобы спать и есть, а для того, чтобы отвлечь их от самонадеянности и возбудить к молитве и призыванию Бога, без помощи Которого все обращается в ничто.

Затем слова пророка: Бог даст возлюбленным Своим сон – говорят также не о праздности и сне, а напоминают о милости Бога, благословляющего труды. Когда, по словам св. Иоанна Златоуста, Бог подает Свою помощь, тогда и сон приятен, тогда будет и покой, и жизнь, свободная от опасностей и исполненная мира. А если они, для восстановления города и стен его, столько нуждались в помощи свыше, то тем более мы для совершения пути, ведущего к небу [7, с 1023]. Этот путь к небу особенно нуждается в божественной помощи. Устроение нашего спасения совсем не то, что здание человеческое. В силах человеческих нет ни основания, на котором бы создался этот внутренний дом, ни теплоты, которою бы он согрелся. Ибо основание есть Христос; и как Господь Иисус Христос, чтобы положиться в основание спасения всего человечества, снисшел в неизмеримую глубину смирения: так и мы не иначе можем положить краеугольный камень нашему спасению, как чрез глубокое смирение, уничтожая в себе, следственно, всякую самонадеянность. Теплота, которою согревается внутреннее здание души, есть любовь: а любовь, опять, не дело человека земного, – она изливается в нас Духом Святым (1 Ин. 4:7). Следовательно, опять, приобретается смирением, ибо Бог «смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Объяснение священной книги псалмов.