Толкования на Пс. 131:10

Свт. Афанасий Великий

Давида ради раба Твоего не отврати лице Помазанного Твоего

Вместе с благодеянием, простирающимся на всех людей, вспомни и о Давиде Ты, Господи, заставивший его обратиться к Тебе благодаря греху. Ибо от него произошел по плоти Тот, Кто принял зрак раба.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Давида ради раба твоего, не отврати лице помазаннаго твоего

Что значит: «ради Давида, раба Твоего»? Не только за добродетель его, говорит, и не за то, что он показал такое усердие к созданию храма, но и потому, что ты дал ему такое обещание. «Ради Давида, раба Твоего, не отвергни лица помазанника Твоего». Кого? Того, кто тогда был помазан, управлял и стоял во главе народа.

Беседы на псалмы. На псалом 131.

Блж. Феодорит Кирский

Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего

«Помазанным» Пророк называет здесь сан царский. Поелику тогдашние цари их были злочестивы; то просят ради Давида не угашать царскаго рода. Потом напоминают о бывших обетованиях.

Евфимий Зигабен

Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазанного Твоего

И здесь Иудеи прибегают к добродетели Давида, почитая себя недостойными: ради, говорит, раба Твоего Давида не отврати, Господи, вождя народа, помазанного и поставленного Тобою нам в народоводителя, то есть Зоровавеля, о котором сказав, что он помазанник Твой местоимением: Твой, показывает близость Божию к сему вождю народа. Или сказывает: не отвратись от помазанного Тобою и законом Твоим, как от безуспешного, который вместе, с нами молится как о храме, так и о городе и царстве.

Слова Феодорита: Царство (царя) здесь называет Христом. Поелику тогдашниe цари их были нечестивы то просит, чтобы род царский (царства) не был прекращен ради Давида.

Еп. Ириней (Орда)

Давида ради раба твоего, не отврати лице помазаннаго твоего

Показавши в предполагаемых словах Давида благочестивую его ревность ко славе Божией, псалмопевец молится, чтобы Бог ради Давида помиловал помазанника, т.е. царя Иехонию, услышал его молитву о восстановлении на престоле. Отвратить лице – отвергнуть молитву; под помазанным разумеют некоторые Соломона, а другие – весь пленный народ, как помазанный.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Давида ради раба твоего, не отврати лице помазаннаго твоего

Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе

«Помазанник» - Соломон. Выражение, чтобы Господь не отвратил от него своих милостей «ради Давида» показывает необыкновенное смирение Соломона, по которому он не считает себя так ценным пред Богом, чтобы мог указывать на какие-либо заслуги пред Ним и за них просить награды, как платы; этих милостей для себя он просит ради заслуг своего отца.

Прот. Григорий Разумовский

Давида ради раба твоего, не отврати лице помазаннаго твоего

См. Толкование на Пс. 131:8