Толкования на Пс. 132:3

Свт. Афанасий Великий

яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века

Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. Говорит: тамо; явно же, что у сих братий, живущих вкупе. И заповеда им не просто жизнь, но жизнь бессмертную. Ибо в Сионе на священных Апостолов ниспослана животворящая роса Всесвятого Духа, от которой все верующие пожинают вечное благословение, потому что у них бе сердце и душа едина (Деян. 4,32).

Толкование на Псалмы.

Свт. Василий Великий

яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века

Яко роса аермонская сходящая на горы Сионския. Ибо словно дождь, проливающийся на гору Ермон, придает ей многое великолепие, так и умопостигаемый дождь, невидимо проливающийся на гору Сионские, собирает отовсюду братьев воедино, давая их душам соразмерную пользу. Ибо о таком Божественном дожде, уподобляющемся энергиям Святого Духа, рассуждает пророк Исаия: Ибо роса, яже от Тебе, исцеление им есть (Ис. 26:19). Итак, яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. Что Господь часто провозглашал и Моисей говорит: Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей (Втор. 7:12-13). И добавляет, говоря: живот до века. Итак, Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе — как вам было провозглашено: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4:5-6). Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе — не только в телесном жилище, но также и в святом и духовном. Ибо Господь говорит: дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21:13). Но и мы, просвещаясь Духом, удостаиваемся этого самого мира. Ибо всех нас помазал праведностью Своею Христос, Спаситель наш.

Беседы на псалмы. Беседа на сто тридцать второй псалом.

Свт. Иоанн Златоуст

яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века

Приводит и другое сравнение, которое заключает в себе великую приятность и до­ставляет зрителю удовольствие. Не напрасно сказал он это. Так как до плена десять колен израильских и два колена жили отдельно, отчего происходили многие беззакония, возмуще­ния, распри и войны между ними, то он убеждает, чтобы этого не было, и советует, чтобы народ более не разделялся, но жил вместе, соединенно, под управлением одного начальника и царя, чтобы любовь проходила от начала до конца, как роса нисходит на все. Он сравнивает любовь с миром и росою, желая показать посредством первого ее благовоние, а посредством второй – успокоение и приятность вида. «Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь до века». Где «там»? В такой жизни, в таком со­гласии, в таком единодушии, в таком сожительстве. Действительно, это – благословение, а противное тому – проклятие. Вот почему некто, прославляя это, говорит: «единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою» (Сир.25:2). Другой, прикровенно выражал силу единения, гово­рит: «если лежат двое, то тепло им…, и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл.4:11, 12); показывает здесь и удо­вольствие и силу, внушая, что и во время покоя будет великое удовольствие, и во время деятельности великая сила. И еще: «озлобившийся брат неприступнее крепкого города» (Притч.18:20). И Христос говорит: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). И сама природа требует этого. Потому и в начале Бог, создав человека, сказал: «не хорошо быть человеку одному» (Быт.2:18), и, сотворив живое су­щество, т.е. жену, необходимостью общения соединил ее с му­жем, желая бесчисленными способами сблизить нас между собою. «И жизнь до века». Хорошо пророк прибавил это; где любовь, там великая безопасность, великое благоволение Божие. Она – мать всех благ, она – корень и источник их, она – прекращение войн, истребление распрей. Выражая это, он и присовокупил: «и жизнь до века». Действительно, как несогласие и раздор причиняют смерть и смерть преждевременную, так любовь и согласие производят мир и единодушие, а где мир и единодушие, там все в жизни безопасно и вполне надежно. Но для чего говорить о настоящем? Любовь доставляет нам небо и неизреченные блага; она – царица добродетелей.

Беседы на псалмы. На псалом 132.

Прп. Максим Исповедник

яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века

Горы Сионские — это святые, созерцающие возвышенное; на них и сходит роса Ермонская. «Ермон» же пере
водится как «отведение зверей». Говорят, что там берет начало и Иордан. Поэтому роса Ермонская обозначает благодать святого крещения. Ведь оно сходит на 
святых, и посредством него совершается отведение ум
ственных зверей.

Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь вовеки

Ибо залог всех благ и безмятежной жизни есть даруемая
 через святое крещение благодать; да причастимся мы ее 
по благодати Господа нашего Иисуса Христа.

Вопросы и затруднения.

Блж. Феодорит Кирский

яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века

«Яко роса аермонская сходящая на горы сионския». Пророк переходит к другому подобию, показывая пользу согласия, и говорит, что уподобляется оно росе, приносимой с Аермона на Сион. Роса же сия такова, что с черепиц сливается каплями. «Аермон» есть гора, и гора палестинская, полезная земле израильской.

«Яко тамо заповеда Господь благословение и живот» «до века», – не на Аермоне, а на Сионе, на священных Апостолов ниспослана животворящая роса Всесвятаго Духа, от которой все верующие приемлют вечное спасение.

Евфимий Зигабен

яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века

Яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския

Аермон есть гора, близкая к гopе Ливанской, по замечанию Дидима. И гора Аермон зимою собирает к ceбе много снега, который и хранит; а из сего снега, во время летних жаров поднимаются пары, которые, сгущая воздух на Сионе, производят тогда великую росу. Итак, как роса сия хороша, поелику необходима для земли и вместе приятна, поелику тихим схождением своим доставляет, людям приятность, так хорошо и приятно сожительство и единодушие братьев. А как роса сия получает начало и бытие свое от горы Аермона, то посему Давид и назвал ее росою Аермонскою.

Слова Дидима: Так как на Аермоне много собирается снега, который здесь назвал росой; а снег сей, собираясь из многих каплей, в одно плотское тело превращается; то прилично уподобляет сему согласие Церкви. Кирилла: Снисходит на Церковь утучняющая ее небесная роса, разумеется, мысленная, духовная, Феодорита: Столь великая роса бывает от Аермона, что с кирпичных крыш текут капли. А Аермон есть также гора палестинская, принадлежавшая земле Израильской; о чем смотри слова: помяну о тебе от земли Иорданской и Ермонитской (Псал. 41,6); также: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются (Псал. 88,12). Оригена: Горы Сионские суть святые, смотрящие на высоты; и на них то сходить роса. Аермон же значит: отвращение от зверей. Говорят также, что там начало свое получает и Иордан. А это означает благодать святого крещения; так как она всегда сходит на святых и чрез нее производится отвращение от мысленных зверей.

Яко тамо заповеда Господь благословение

Там; где? где, по Златоусту, сожительство братьев, и где единодушие, братолюбие и любовь, которая есть глава добродетелей, там, говорит, Бог послал благословение. А благословение, если оно дается людям от Бога, есть прославление и хвала, если же от людей произносится к людям, есть молитва и прошение к Богу о людях.

Златословесного: Самое единодушие есть благословение, как противное ему есть проклятие. Посему некто, похваляя его, говорит: прекрасно пред Господом и человеками единомыслие братьев и дружество между ближними, когда жена и муж вместе живут (Сир. 25,1). Это загадочно похваляет и другой: когда два спят, то им тепло (Ек. 4,11); потом и силу любви: тройная веревка не скоро разорвется (там же 12); и брат, получающий помощь от брата, как город укрепленный (Прит. 18,19); и Христос: где собраны два или три во имя Мое, там и Я посреди их (Матф. 18,20). Ибо где любовь, там великая прочность, великое Божие благоволение;—она мать благ; она корень и источник; она прекращает брани; почему и сказано: жизни до века.

И живот до века

И здесь подразумевается общее выражение: так повелел быть, т. е. там в братолюбии и любви Бог повелел быть жизни долголетней до определенного века, или времени, т. е. во все определенное каждому время жизни. Ибо как брань и возмущение бывает причиною смерти; так напротив мир и любовь доставляют людям, по словам Златоуста, жизнь, потому что имеющие между собою мир и любовь, и не убивают друг друга, и от врагов не получают вреда и погибели, как охраняющие друг друга и укрепляющее посредством единодушия, единения и любви.

Феодорита: Там повелел быть благословению, не на Ермоне, говорит, а на Cионе, на котором ниспослана на святых апостолов и животворящая роса всесвятого Духа, чрез которую все верующие приобретают вечное благословение: потому что у них одно сердце и одна душа; а подаваемая Святым Духом благодать есть залог всех благ и жизни вечной.

Еп. Ириней (Орда)

яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века

Их дальше можно сравнить с обильною росою, т.е. они освежают и оживляют принимающих в них участие; Сион, куда собираются на праздники, есть место, где Бог подает благословение и жизнь. Роса на востоке составляет почти единственное освежение растениям; поэтому она здесь служит образом оживляющей благодати, получаемой при богослужении. Роса Аермонская, как она падает на Ермоне (на Севере), т.е. сильная, обильная роса. На собирающихся на Сионе падает обильная благодатная роса. Яко тамо и проч. – основание, почему собрания на Сионе так благодетельны, потому что там обитает Бог, подающий благословение.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века

С горы Ермон очень богатой влагой и сильными росами, последние часто доносились ветрами и до Сиона, освежая и поддерживая на последнем растительность. Как ценно миро на главе Аарона, как благодетельна роса Ермонская, так ценно и благодетельно объединение всех евреев около Иерусалима, нового центра религиозной и административной жизни.

Прот. Григорий Разумовский

Яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века

И здесь великое значение и пользу братской любви и единомыслия для общежития пророк выясняет другим сравнением. Он сравнивает их с росою, приходящей от гор Аэрмонских и нисходящей на горы Сионския. Под названием гор Аэрмонских, или точнее – Ермонских, известны две местности гор. Во-первых, гора Большой Ермон в Сирии, южный самый высокий отрог антиливанского хребта гор, и, во-вторых, гора Малый Ермон, гораздо южнее Большого Ермона, в Галилейской области иудейской земли, расположенная несколько южнее и почти параллельно с горою Фавор, вместе с которой и упоминается в псалме 88, стихе 13. В зимнее время те и другие горы наполняются большим количеством снега, который, растаивая во время летних жаров, поднимается в виде испарений и ветром относится к той местности, где находится гора Сион, и в виде изобильной росы сходит на эту гору, доставляя ей таким образом изобильное орошение.

Значит, роса аэрмонская сходящая на горы Сионския, хороша для последних тем, что полезна и приятна, а потому и необходима для них. Отсюда и выводится сравнительное заключение, что как нет приятнее той росы, которою орошаются две знаменитейшие торы Ермон и Сион, так нет приятнее и вожделеннее братского сочувствия и единодушия: как роса аермонская, сходящая на горы Сионския, делает их плодоносными, так и милость Божия, сходящая на людей, живущих вкупе, т.е. в мире и взаимной любви, соделывает их благополучными.

В заключение всего пророк присовокупляет: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. И этими словами дает ясно понять, что главная цель общежития есть почитание Бога, и всякий братский союз имеет начало и благословение от Бога, как и апостол любви говорит: «Пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1 Ин. 4:16).

Господь Бог только там заповедал Свое благословение, т.е. там ниспосылает изобилие всех благ, где хранятся взаимное согласие и мир. Эту же мысль другими словами выражает и апостол Павел, говоря: «Мир имейте, братие, и Бог любве и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11).

Объяснение священной книги псалмов.