Толкования на Пс. 138:5

Свт. Афанасий Великий

вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою

См. Толкование на Пс. 138:4

Свт. Иоанн Златоуст

вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою

Не помышление только, говорит, знаешь Ты, и не дела мои и пути мои только, но все, что было и будет. «Ты создал меня и положил на меня руку Твою». От силы предведения он переходит к силе творческой, и от творческой опять к силе предведения. Бог не только создал нас не существовавших, но и созданных содержит.

То и другое и Павел приписывает Христу: «Бог многократно и многообразно, говорит, говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего» (Евр.1:1, 2). Затем, продолжая, говорит и о творчестве: «чрез Которого и веки сотворил». Далее, упомянув о суще­стве Его и сказав: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его, показывает и промыслительную Его силу: и держа, говорит, все словом силы Своей» (Евр.1:3). И в послании к Колосся­нам он говорит то же самое: «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол.1:16, 17). Это – о творчестве Его. Затем, указывая на промыслительную силу, прибавляет: «и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:17). Также Иоанн, изображая то и другое, говорит: «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3). Этим он указывает на творчество. Затем говорит о про­мышлении: «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4). То же и пророк выражает здесь. «Ты создал меня»: это говорит он о творчестве. Далее говорит о промышлении: «и положил на меня руку Твою». Что значит: «положил»? Содержишь, со­блюдаешь, носишь. На это и Павел указывает в словах: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28), потому что не только для получения бытия, но и для сохранения и продолжения бытия мы имеем нужду в Его силе.

Беседы на псалмы. На псалом 138.

Блж. Феодорит Кирский

вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою

«Се Господи Ты познал еси», «Вся последняя и древняя». Из самых событий дознал, что имеешь всякое ведение и о том, что было древле, и о том, чего еще не было.

«Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою». Возможно ли чему из дел моих укрыться от Тебя, Творца моего, создавшаго меня во чреве матернем и сподобившаго всякаго о мне промышления? Сказанное же: «положил еси на Мне руку Твою» подобно сему: «руце Твои сотвористе мя, и создасте мя» (Пс.113:73), и означает вместе и промышление по создании.

Евфимий Зигабен

Вся последняя и древняя; Ты создал ecи мя, и положили ecи на мне руку Твою

См. Толкование на Пс. 138:4

Еп. Ириней (Орда)

вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою

Положил руку – символ не наказующей, а милующей силы Божией.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою

См. Толкование на Пс. 138:3

Прот. Григорий Разумовский

вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою

См. Толкование на Пс. 138:4