Толкования на Пс. 139:13

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 13-14 Познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим

Другой (Симмах): «пред лицом твоим» (παρὰ). Вместо: «вселятся», другой (Симмах) говорит: «останутся» (διαμενουσιν); третий (Акила): «будут сидеть» (καθεδουνται), а вместо (неизвестный переводчик): «познал»«знаю» (οιδα). Так как он сказал, что они «уловятся» и «погибнут», и выразил, что на­казание не тотчас следует за преступлением, то, чтобы кто-нибудь из людей грубых не сделался от этого более беспеч­ным, он прибавляет: «познал», внушая, что это непременно бу­дет; обижаемые не останутся не отомщенными. «Нищими» он здесь называет не просто бедных, но самых смиренных, сокрушенных; а, говоря это, он и обижаемых утешает, и обижающих вразумляет; чтобы одни от ожидания не отчая­лись, а другие от замедления не сделались более беспечными. Замедление ведет к покаянию, а упорных Бог наказывает строже, и весьма справедливо. Почему? Потому что они, поль­зуясь такою благостью, не сделались лучшими. Представь же, каково человеколюбие Божие, когда и преданным Ему Он попускает терпеть зло и не мстит за них, желая исправить тебя чрез покаяние. «Посему праведные будут исповедовать имя Твое». Что говорит Он? Что бы ни случилось, говорит, они будут благодарить; хотя они будут видеть смиренных притесняемыми, а непра­ведных возвышающимися, они не станут требовать отчета в событиях. Это особенно свойственно праведным – всегда и за все благодарить. «И правые вселятся пред лицем Твоим», т.е. полу­чив помощь Твою, помышляя о Тебе, всегда пребывая с То­бою, они никогда не отступят от Тебя; что бы ни случилось, они никогда не будут огорчаться, никогда не станут роптать на совершающееся. Душе твердой и уму непреклонному свой­ственно – не спрашивать отчета у Господа. Поэтому и Павел говорил: «а ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» (Рим.9:20)?

Беседы на псалмы. На псалом 139.

Блж. Феодорит Кирский

Познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим

Дознал я, говорит Пророк, справедливость Божия приговора, и знаю, что лишенным всякой человеческой помощи не попустит потерпеть вред от врагов, но совершит наказание, заслуженное поступающими несправедливо.

Евфимий Зигабен

Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим (за бедных)

Хотя мщение Божие часто медлит постигать за угнетаемых и притесняемых, которых здесь называет нищими и бедными, но хорошо говорит: я знаю, что Господь произведет непременно суд и отмщение за них в настоящей ли то жизни, или в будущей. А целью сих слов Давид имеет то, чтобы с одной стороны обижаемым подать утешение, а с другой устрашить и вразумить обижающих их, как изъясняет Златоуст.

Он прибавляет: Чтобы ни первые (обижаемые) в скорби не изнемогали, ни вторые чрез отсрочку не сделались более нерадивыми. Ибо отсрочка ведет к покаянию; а упорного тем сильнейшему часто предает наказанию, и весьма справедливо: потому что имея столько опытов благости, он не сделался лучшим. Ибо помысли, сколь велико человеколюбие Божие когда преданным Ему Он попускает только страдать и не вступается за них, желая обижающего исправить покаянием. Оригена: Это пророчество о будущем суде, по которому нечестивые будут преданы огню, а праведные войдут в покой. Посему и Соломон, указывая на сие, сказал: ибо все творение Бог приведет на суд (Екк. 12, 14). Приятное же окончание дано псалму: ибо в конце написано то, что праведникам отложена надежда. Вместо: с лицем Твоим, Симмах перевел: пред лицем Твоим, означая сим то, что они (праведники) очищенным умом увидят Бога лицем к лицу.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 13–14 Познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим

Заканчивая сими словами молитву Господу Богу, пророк уверяет, что притеснения и неправды злобных и коварных людей не вечно будут продолжаться и что ему известно о том, что настанет время, когда Господь Бог сотворит суд над притеснителями и коварными людьми, и на суде сем получат воздаяние все те, которые угнетали и притесняли нищих и убогих. Хотя Господь и медлит Своим судом, но я знаю (познах), говорит, что Господь непременно произведет суд и отмщение за угнетаемых и притесняемых, чтобы и тем, и другим доставить успокоение и утешение. Пророк высказал это, по изъяснению св. Иоанна Златоуста, «с тем намерением, чтобы, с одной стороны, обижаемым подать утешение, а с другой – устрашить и вразумить обижающих, и чтобы ни первые (обижаемые) в скорби не изнемогали, ни вторые, чрез отсрочку, не сделались более нерадивыми. Ибо отсрочка ведет к покаянию, а упорного тем сильнейшему часто предает наказанию, и весьма справедливо: потому что, имея столько опытов благости, он не сделался лучшим. Ибо помысли, сколь велико человеколюбие Божие! Когда преданным Ему Он попускает только страдать и не вступается за них, желая обижающего исправить покаянием» [7, с. 1097]. Последний стих начинается словом обаче – и этим выражает как бы противоположение всему тому, что сказано было выше. (Как бы то ни было), но праведные люди, говорит, будут благодарить Бога и славить имя Твое, Господи, «непорочные будут обитать пред лицем Твоим» (пер. с евр.), то есть, по словами св. Иоанна Златоуста, «получив помощь Твою, помышляя о Тебе, всегда пребывая с Тобою, они никогда не отступят от Тебя».

Объяснение священной книги псалмов.