Толкования на Соф. 1:4

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 4–6 И простру руку мою на Иуду, и на вся живущия во Иерусалиме: и изъиму от места сего имена Ваалова и имена жреческа со жерцами, и поклоняющихся на покровех воинству небесному, и кленущихся Господом и кленущихся царем своим, и укланяющихся от Господа Бога, и не ищущих Господа, и не придержащихся Господа

Прикровенно сказанное поясняет теперь и прямо говорит, что гнев божественный постигнет колено Иудино и Иерусалим. Говорит, что распрострется на него рука Его, как бы схватывающая и поражающая, и подчиняющая их тем, которые скоро ожидаются и будут производить опустошения, и их, заключенных в узы рабства, уведут из родной страны. Но обнаруживает и преступления их: исчезнут, говорит, имена Вааловы и погибнут вместе с ними имена жрецов, – и этим указывает на то, что у них было великое множество идолов и различные виды заблуждения. А что народ Иудейский будет истреблен войной и доведен до такой малочисленности, что может быть уже не будет произносящих имя Ваала, или могущих находиться при идольских капищах, на это тонко намекнул, говоря, что истребятся имена идолов их и жрецов. Слово: «имена» употребляет вместо: «память» или «слава». Так толкует и Соломон, говоря: «лучше имя доброе, нежели богатство многое» (Притч.22:1). Вместе с жрецами и именами Ваала погибнут, говорит, и поклоняющиеся на кровлях домов. А это, вероятно, были те, которые имели обычай поклоняться луне и созвездию медведицы, и прочему воинству небесному. «Изъиму», говорит далее, и «кленущихся царем своим». У впадших в заблуждение был обычай произносить клятву небом и в честь его говорить много, и с великим почтением восклицать: клянусь царем и владыкой – солнцем. И делающие это по необходимости должны удаляться от любви к Богу, хотя закон ясно говорит: «Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши…, и именем его кленешися» (Мф. 4, 10; Втор.6:13). Так и Иеремия свидетельствует о соблюдении этой заповеди Моисеевой Израильтянами; он говорил Богу, отвращая Его от гнева на них: «живет Господь, глаголют» (Иер.5:2). А под «не ищущими Господа» и не пекущимися прилепиться к Нему («непридержащихся Господа») по всей вероятности должно разуметь проводящих жизнь дурную и постыдную и возлюбивших поведение беззаконное; ибо ищем мы Бога не пространственно, а напротив, думаю, действенно, посредством истинного познания, не имеющего в себе ничего укоризненного, посредством веры и справедливости, стремления и готовности ко всему, что святым почитается и приятно Ему. Необходимо знать, что и это совершено было самим царствовавшим тогда в Иерусалиме Иосией, говорю, при котором было это пророческое слово. Он разрушил жертвенники и капища, и рукотворенных идолов; предал мечу жрецов, лжепророков, птицегадателей. Впрочем, кажется, пророк указывает совсем не настоящие дела и говорит не о том, что уже совершилось, но, вернее, предвозвещает, что это будет впоследствии, что и совершено Навуходоносором, так поступившим не во славу Божию, ибо почему и зачем он сжег и божественный храм?, – истребившим и сжегшим вместе с идолами и поклоняющихся им.

Толкование на пророка Софонию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4–6 И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царем своим, и тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нем

После разрушения нечестивых и удаления неправедных от лица земли последовательно от имени Господня речь идет против Иуды и Иерусалима: Я простру руку Мою на Иуду и на всех обитателей Иерусалима (но простирание руки обозначает движение поражающего) и истреблю от места сего остатки Ваала. Это не то значит, как говорится у LXX, – что имена идолов Ваала должны быть совершенно искоренены, а то, что, – согласно еврейскому тексту, – угрожается истреблением почитателей Ваала из среды народа, который остался в Иудее и Иерусалиме в небольшом количестве после избиения со стороны врагов. Тоже ожидает и имена храмовых блюстителей со священниками, потому что Иуда и Вениамин дошли до такого нечестия, что (как пишет Иезекииль и четвертая книга Царств) в храме Господа поставили статую Ваала, которую Господь называет изображением Зела, и в одном и том же святилище воздавали равное поклонение, как Господу, так и идолам (Иез. 8:3–5,10–11). Посему многознаменательно жрецов идольских он назвал не священниками, а τεμενίτας т. е. храмовыми приставниками [или служителями], или изуверными (4Цар. 10:19), что по-еврейски выражено словом: «acchumarim» (חכמרים). Итак и храмовых блюстителей, и тех, которые некогда были священниками Господа, и тех, которые на кровлях почитали воинства небесные: солнце, луну и остальные светила, и которые клялись во имя Господа и во имя идола Аммонитян Мелхома (что у LXX переведено словом царь), Господь удалит от места Иерусалима или истребит, ибо в этом подразумевается: от государства (ἀπὸ κοινοῦ), «и истреблю от места сего остатки Ваала и истреблю имена храмовых служителей со священниками, и истреблю тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному и истреблю тех, которые поклоняются и клянутся во имя Господа и во имя Мелхом, и истреблю тех, которые отвращаются или уклоняются от хождения во след Господа и которые не ищут Его», или: не держатся [Его]. Отвращаются же от хождения во след Господа Израилева те, которые, оставляя поклонение Ему, клянутся во имя Мелхома и поклоняются воинству небесному и почитают Ваала, идола Сидонян. До этого места изложен смысл истории; посмотрим теперь образное значение (ἀναγογήν).

В отношении ко Господу, Который родился от колена Иуды, и в отношении Иерусалима, где царствовал Иуда, т. е. Господь и Спаситель, мы должны сказать, что когда умножится неправда, и охладеет любовь у многих, и когда во время пришествия Господа на землю вера окажется редкою настолько, что даже избранные Божии подвергнутся искушению (Мф. 24:24; Лк. 21:28–34): тогда для наказания грешников прострет Господь руку Свою над Иудою, который думает о себе, будто он исповедует имя Господа, и над Иерусалимом – Церковью, который получил имя от слова мир, и удалит от церкви имена Ваалим, что значит: на высотах. Удалит же Господь имена пустого превозношения и ложного удивления, которые обращаются в церкви, где, по слову апостола Иакова, почитается человек, имеющий золотой перстень и презирается бедный (Иак. 2:23), когда при входе судии и сенатора и вообще всех богатых весь простой народ встает, и святому бедняку не дается места даже, чтобы стоять в толпе могущественных людей, и во время заседания их; уничтожены будут и имена священников с теми священнослужителями, которые тщетно величаются епископским именем, или пресвитерским достоинством, а не делами. Посему знаменательно то, что он не говорит: дела священников со священнослужителями, а: имена [именно тех], которые предпочитают только лживые наименования почестей и безчестят свои наименования злыми делами, как уничтожит Он и тех, которые на кровлях почитают воинства небесные, которые восстают против познания Божия, и все, происходящее в мире, сводят к появлению и исчезновению светил небесных во имя усвояемого себе ложного знания, и следуют заблуждению математиков, и тем, которые поклоняются Господу и Мелхому, которые думают, что одинаково могут служить Господу и миру и работать двум господам: Богу и маммоне; которые, воинствуя Христу, связывают себя мирскими действиями и воздают Богу и Кесарю один и тот же образ почтения, и хотя говорят что они суть священники Христовы, посвящают сыновей своих Мелхому, т. е. царю своему (2Тим. 4:34). Ибо несомненно, что те, которые утратили Владыку Господа, и чрез злые дела уклоняются от Господа и не ищут Его и удерживают свои грехи, так что Он удаляется от них, имеют царем своим человека. Если же кто-нибудь, согласно толкованию имен Иуды и Иерусалима, захочет тоже самое место относить к душе каждого, тот не впадет в заблуждение, потому что мое вышеуказанное нами, Господь уничтожит или во время окончания мира, или во время смерти отдельных лиц, когда каждое из них услышит: безумный, в эту ночь душу твою возьмут у тебя (Лк. 12:20). И прострет руку свою на того, кто не исповедует Господа, и на того, кто хвастается, что имеет чувство мира, чтобы от такого Иерусалима уничтожить или рассеять всякую гордость, ложное богопочтение, заблуждения различных догматов, одновременное служение Богу и миру, отклонение от Бога и небрежение к Нему чрез ежедневные грехопадения.

Толкование на пророка Софонию.

Лопухин А.П.

Ст. 4-7 И простру руку Мою на Иудею и на всех жителей Иерусалима: истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царем своим, и тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нем. Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать

Общее указание преступности жителей Иудеи и Иерусалима, которою они навлекли на себя гнев Иеговы, с указанием частных видов их идолослужения - культов: Ваала, светил небесных и Молоха; близость и неотвратимость страшного дня Господня

После общего указания на имеющий проявиться в мире судящий гнев Божий, пророк частнее и определеннее выражается, что первым и главным предметом карательных действий гнева и суда Божия явится Иудея и прежде всего Иерусалим с его жителями. «Прикровенно сказанное поясняет теперь и прямо говорит, что гнев Божественный постигнет колено Иудино и Иерусалим. Говорит, что распрострется на него рука Его, как бы схватывающая и поражающая и подчиняющая их тем, которые скоро ожидаются и будут производить опустошения…» (Св. Кирилл Александр. ). Жители Иерусалима, хотя и входят в объем понятия Иудея, однако называются особо ввиду преимущественной их виновности: Иерусалим, бывший центром народной и государственной жизни Иудеев и имевший в себе единственный на земле храм Истинному Богу, в котором Иегова обещал вечно пребывать, принимая молитвы не только членов народа Божия, но и иноплеменников (3 Цар VIII:41-42; IX:3; 2 Пар VII:15-16), в царствование нечестивых царей не только перестал быть средоточием истинной религии и жизни по началам теократии, но и сделался центром и рассадником всех мерзостей идолослужения по всей стране. Потому-то в особенности жителям Иерусалима пророк угрожает наказанием.

Далее (ст. 4b-6) пророк частнее указывает форму наказания, причем обнаруживает и перечисляет главные виды преступлений Иудеев против чистоты веры и культа, каковым «исчислением грехов доказана справедливость наказания» (блаж. Феодорит, с. 42). Прежде всего будут уничтожены «остатки Ваала», евр. шеаргаббаал, Vulg. reliquiae Baal, или по слав. Библии «имена Ваалова». LXX: ta ono mata thV Baal (twn Baalim, как в код. 95, 182, 240. Twn Baaleim - код. 22, 36, 42, 51, 62, 147, 233 у Гольмеса). Очевидно, LXX читали вместо шеар, «остаток» шем, «имя»; и это последнее слово стоит и в некоторых еврейских списках 96, 150, 201 marg. Kennic. Такое колебание в самом еврейском тексте, затем снесение параллельных рассматриваемому месту Соф I:4 двух пророческих мест - Ос II:18 (шемот габбеалим) и Зах XIII:2 (шемот-гаацабим), а равно и авторитет текста LXX-ти, дают основание отдать здесь преимущество первоначальности чтению греческого перевода пред чтением масоретского текста, тем более что и второй член выражений - баал, в некоторых еврейских кодексах читается как в греческих: габбеалим (96 Кем. 22, 36, 51 Lucian). Смысл выражения, впрочем, не слишком существенно разнится при том и другом чтении. Карающее действие Божие сотрет с лица земли богопротивный Сидонский культ Ваала, введенный сначала Ахавом в Израильском царстве (3 Цар XVI:31), а затем распространившейся и в Иудее. Уничтожение будет полное и совершенное - будут уничтожены все следы идолослужения, так что исчезнут из памяти самые имена как идолов Ваала, так и жрецов его, гаккемарим. Под кемарим, здесь как и в 4 Цар XXIII:5 сл., отличаемыми от коганим, священников, следует разуметь, по-видимому, не левитского происхождения в отличие от хоганим, принадлежавших к Левину колену. (См. Толков. Библия, т. II, с, 569). «Что народ Иудейский будет истреблен войною и доведен до такой малочисленности, что может быть, не будет уже произносящих имя Ваала, или могущих находиться при идольских капищах, на это (пророк) тонко намекнул, говоря, что истребятся имена идолов и их жрецов (Св. Кирилл Александр. ). Суд Божий постигнет, далее, тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному» (цеба-гашамаим), ст. 5а. Здесь разумеется издавна известный евреям (Втор IV:19), но распространившийся в Иудее лишь со времен царей Ахаза и особенно Манассии вавилонский культ светил небесных, сабеизм; не связанный с храмом и жрецами, совершавшийся на кровлях домов, культ этот очень укоренился среди Иудеев и пережил даже разрушение Иерусалима - его совершали Иудеи, бежавшие в Египет (Иер XIII:13; XLIV:17, 18). В параллель этому преступному культу (в 5b) назван обычай Иудеев одновременно клясться Иеговою и «царем своим» евр. бемалкам. Выражение: «клясться кем-либо», по ветхозаветному воззрению, означает совершение известного культа (см. Ис XIX:18; Ам VIII:14; Иер IV:3); отсюда уже видно, что еврейское малкам должно означать «божество». В списках LXX-ти Лукиановской рецензии: 22, 36, 51, 95, 185, 238 читается Melcom или Moloc код, 62, 66, 147, или holcom - 240 у Гольмеса, равным образом и в Пешито и в Вульгате: Melshom. Все это дает основание видеть здесь, как и в 3 Цар XI:5-7, божество Аммонитское Молоха (См. Толков. Библия. т. II, с. 418). Таким образом, каре Божией подпадут люди раздвоенного религиозного сознания, в своей вере и в своем культе являвшие своеобразный синкретизм, начало которого в Иудее восходило ко временам Ахаза (4 Цар XVI:3) и даже гораздо ранее. Наконец, гнев и суд Божий возбуждают, по ст. 6, вообще отступники, изменившие Иегове сердцем, верою или жизнью: «под не ищущими Господа и не пекущимися прилепиться к Нему (не предержащихся Господа), по всей вероятности, должно разуметь проводящих жизнь дурную и постыдную и возлюбивших поведение беззаконное» (св. Кирилл Алекс., с. 334) или же это были люди совершенно равнодушные к делу религии, каковой религиозный индифферентизм является естественным следствием широкого распространения в стране разнородных культов, как именно и было в Иудее при Манассии. Этот религиозный индифферентизм сам собою подготовлял почву для полного неверия, один из видов которого ниже (ст. 12) и называет пророк.

Изобразив разные виды нечестия среди Иудеев, пророк созерцает непосредственную близость наступающего суда Божия, как неизбежного следствия перечисленных им народных преступлений, и как вестник и глашатай Божий сам поникает в благоговейном преклонении пред величием и ужасами грядущего суда Божия, и к тому же благоговению призывает и своих слушателей употребительным у библейских писателей междометием «гас» (ср. Суд III:19; Ам VI:10; VIII:3; Авв II:20; Зах II:13, евр. 17): гас миллене Адонай-Иегови - выражение совершенно подобное употребленному прор. Аввакумом II:20, и прор. Захарией II:13, евр. 17. Значение частицы гас поясняет блаж. Иероним, говоря: «вместо переведенного у LXX-ти: устрашитесь (eulabeite) а у нас умолкните (silete), в еврейском находится восклицательное слово того, кто повелевает умолкнуть» (с. 247). Нет нужды с некоторыми комментаторами (как Гитциг, Швалли, Марти) видеть в этом восклицании непосредственное отношение к жертвенному действию (наподобие употребительного в римском жертвенном ритуале восклицания: favete linguis). Скорее, как показывают пророческие параллели Зах II:13 (17) и особенно Авв II:20, это восклицание, являющееся выражением благоговейного ужаса пред Владыкою и Судьею звали Богом, представляет непосредственное впечатление пророка от общего созерцания им предлежащей картины грозного явления суда Божия и вместе с тем служит переходом к подробному изображению этого последнего. Содержание или сущность суда Божия пророк кратко выражает в трех положениях: а) близок день Господень; б) уже приготовил Господь жертвенное заклание (зевах); в) назначил кого позвать к Нему (гикдиги керуав). «День Господень» (Иом-Иегова), по замечанию блаж. Иеронима, есть «день плена и мщения против народа согрешившего» (стр. 247). Действительно, в священных книгах Ветхого Завета, «день Господень» является днем торжества правды и всемогущества Божия в мире и представляется как бы днем воцарения Бога над землею (Пс XCVI; XCVIII:1-2; Ис II:12 сл.; Зах XIV:9) и именно тем моментом, когда после некоторого долготерпения в отношении нарушителей правды Божией Господь являет Себя грозным Властителем и Судьею мира и восстановляет нарушенную справедливость грозными карами над нечестивыми, и первее всего среди избранного народа Божия, а затем и среди других народов мира (Aм V:18 сл.; Мих I:3 сл.; IX:13 сл.; Х:3, 6, 23; ХIII:6 сл.; Иоил I:15; Авд I:15; Авв III:16; Иер ХXX:7 и мн. др.). Уже отдаленнейшим моментом в пророческом представлении «дня Господня» является созерцание светлого будущего - образования обновленной теократии на развалинах погибшего по действию кары Божией Израиля и мира (Ам IX:8 сл. ; Ос II:20 сл.; XI:9), возрождения Царства Божия из небольшого спасшегося «остатка» (Ис VII, IX); так и у пророка Софонии, см. III:8-20. А последним основанием пророческого учения о «дне Господнем» является предощущение неизбежности дня всеобщего последнего суда Божия над целым миром, о чем яснее говорит, напр., пророк Малахия (III:1-2; IV:5, евр., III:23), а особенно ясно в писаниях новозаветных (2 Пет III:10; 1 Сол V:2; 2 Фесс II:3 и др. ).

«День Господень» у пророка Софонии в рассматриваемом месте является с двумя атрибутами: приготовленное жертвенное заклание и назначенные к призыву гости или участники жертвенного пиршества. Что же это за жертва и званные в ней? Жертвою является уничтожение преступников закона Божия, см. Ис ХXXIV:6; Иер XLVI:10, а званными или избранными - совершителей суда Божия, ближе всего - Вавилонян Ис XIII:3; Иер XXV:9. «Жертвами, - говорит блаж. Феодорит, - пророческое слово называет многократно - и избиение беззаконных; а сие можно найти и у других пророков и у Богомудрого Иезекииля. Званными же именует врагов». По словам св. Кирилла Александрийского, «жертвою называет имевшее совершаться по соизволению его избиение нечестивых. А званными называет халдеев, о которых говорит, что они освящены, не потому, чтобы они сделались святыми, но потому, что они назначены и призваны Богом к сожжению Иудеи и истреблению без всякой пощады жителей ее. Нечто подобное говорит Св. Писание и в другом месте. Персы и Мидяне, сражавшиеся с Киром, были призваны против Ниневии, и о них сказал Бог: освященни суть, и Аз веду их, исполины идуть исполнити ярость Мою радующеcя вкупе и укаряюще (Ис XIII:3). Итак, в этих словах освящение означает не отложение греховности и не получение Св. Духа, но как бы предопределение и назначение известных людей к исполнению подобного какого-либо дела (с. 336-337). Здесь выступает, таким образом, двустороннее понимание святости и освящения у библейских евреев, общее им с другими семитами, в силу которого, по словам блаж. Феодорита, «как действительно святое отделяется и отлучается от скверного, так и определенных понести наказание, как отделенных на сие Богом всяческих, называет священными. Так и жертвою наименовал не в точном значении слова. Так и слово: анафема имеет двоякий смысл, ибо означается оным не только посвящаемое Богу, но и отчуждаемое от Него» (с. 43).