Толкования на Соф. 3:11

Свт. Кирилл Александрийский

В день он не имаши постыдитися от всех начинаний твоих, имиже нечествовал еси в мя: яко тогда отиму от тебе укоризны досаждения твоего, и ктому не имаши приложити величатися на горе святей моей

Бог всяческих опять ведет здесь беседу к двум лицам. Думаю, что к этим словам нужно отнестись с особенным вниманием, дабы нам таким образом уразуметь в них духовный смысл. Итак, жителям Иерусалима обещает прощение грехов и оставление прежних преступлений, удостоверяя и говоря, что уже не постыдятся ради предприятий их и из-за нечестий, некогда совершенных против Бога. Но как бы угрожает и Вавилонянину, и говорит, что он уже не будет величаться, после того как разрушит святой и посвященный Ему город, который и называет горою. Ибо по возвращении, говорю, из плена, Иерусалим не подвергался уже опустошению и не испытывал бесчеловечия Вавилонян. А что во время пришествия на землю Спасителя последовало прощение и отпущение грехов всем уверовавшим в Него, в этом никто не может усомниться; ибо мы оправдались «не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по великой Его милости» (Тит.3:5). Но мы освобождены и от стыда; ибо негде сказал нам Удостоивший нас веры: «не бойся, яко посрамлена еси, ниже устыдися, яко укорена еси» (Ис.54:4). Даровал нам дерзновение Тот, Кто ради нас воскрес из мертвых и из-за нас восшел на небо пред лице Отца; ибо Христос вознесся из-за нас на небо как Предтеча наш, «да явится ныне лицу Божию» (Евр.9:24). Итак, Он уничтожил вины всех и уверовавших в Него освободил от стыда и совестливости из-за грехопадений. И угнетавшему нас сатане Им сказано: «яко отиму от тебе укоризны досаждения твоего, и ктому не имаши приложити величатися на горе святей моей»; ибо он уже не будет презирать живущих на земле, как страдающих полным бессилием, и не станет досаждать освященным, легко склоняя их к угодному ему. Древнее миновало и природа вещей обновилась (2Кор.5:17), после того как Христос восставил их, весьма немощное сделал крепким, удобопреклонное ко грехам укрепил к благочестию и колеблющееся сделал твердым. Итак, уничтожены «укоризны досаждения», очевидно дьявольского, и не будет уже величаться он над горою святой, то есть духовным Сионом, который есть «церковь Бога живаго» (1Тим. 3:15); ибо она основана на скале, и «врата адовы не одолеют ей» (Мф.16:18). Горою церковь назвал нам и пророк Исаия, говоря: «яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему» (Ис.2:2–3).

Толкование на пророка Софонию.

Блж. Иероним Стридонский

В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей

См. Толкование на Соф. 3:10

Лопухин А.П.

Ст. 11-13 В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их

Затем, зло и грех исчезнут и из среды теократической общины, которая, уменьшившись количественно, качественно будет состоять из людей праведных

После суда Божия лучшее будущее наступит и для иудеев. «Когда совершится сие, и язычники сподобятся спасения; тогда и вы, живущие в Иерусалиме, верою приняв спасение, освободитесь от прежнего злочестия, не будете презирать заповедей Моих и величаться ветхозаветным храмом» - так перифразирует ст. 11 блаженный Феодорит (с. 54). Средство очищения нравственного и социального состояния современной иудейской общины от ее моральных недугов, пророком и здесь, как и ранее, гл. I, ст. 4-6, 8-9, 12, указывается в истреблении нечестивых, в удалении всего не отвечающего идеалам теократии, прежде всего гордости и самомнения. Напротив, от погибели спасется лучшая часть народа, именно те смиренные и уничиженные (ст. 12), которых еще ранее, гл. II. ст. 2, пророк выделял из общей греховной массы народа и призывал к жизни, достойной народа Божия. Эти благочестивые люди из суровой школы бедствий времени плена вынесут опытное сознание бессилия плена и полной зависимости его блага от Бога; поэтому они всецело преданы будут воле Божией, во всем возлагая надежду на Бога (12b. ). Вместе с тем, образованная из них община будет общиною людей в собственном смысле праведных: ложь, неправда, несправедливость и, вообще, всякого рода зло нравственное не будут иметь место среди членов этой общины. А такой нравственной высоте общины будет соответствовать и внешняя, беспечальная и безопасная, жизнь ее (13 ст.). Разумеется, все, указываемые здесь, черты нравственного совершенства в послепленной иудейской общине осуществились лишь отчасти, и в полной мере они приложимы лишь ко временам евангельским Блаженный Феодорит к ст. 12-13 замечает: «сие ясно указует нам лик апостольский, ублажая Который, Владыка сказал: блажени кротции, яко тии наследят землю (Мф V:5); и еще: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем! и обрящете покой душам вашым (Мф XI:29). Их-то и блаженный Софония называет людьми кроткими и смиренными, потому что не таковы израильтяне, но людие буии и немудри (Втор XXXII:6) и по словам другого пророка: жила железна выя твоя, и чело твое медяно (Ис XLVIII:4)» (с. 54).