Толкования на Суд. 3:15

Прп. Иоанн Кассиан

Ст. 15-21 И возопиша сынове Израилевы ко Господу: и воз­стави им Господь спасителя, Аода сына Гираня, сына Иемениина, мужа ободесноручна: и послаша сынове Израилевы дары рукою его еглому царю Моавлю. И сотвори себе Аод нож обоюдуостр, на пядь едину долгота его, и при­­пояса его под ризу по бедре десней сво­ей. И иде, и при­­несе дары еглому царю Моавлю: еглом же муж добротелесен бе зело. И бысть егда сконча Аод при­­нося дары, и от­сла носящих дары: и еглом обратися от­ идол иже в Галгалех. И рече Аод: слово мне есть к тебе тайно, царю. И рече еглом к нему: молчи. И от­сла от­ себе всех предстоящих пред ним. И Аод вниде к нему. Сей же седяше в горнице летней сво­ей един. И рече Аод: слово Божие мне к тебе, царю. И воста еглом со престола близ его. И бысть егда воста, и простре Аод руку левую свою, и извлече нож, иже над стегном его десным, и вонзе во чрево егломово

Итак, это люди, которые в Священном Писании названы словом amphoterodexioi, то есть имеющие две правые руки. Аод, который пользовался любой рукой, как правой, таким описан в книге Судей. И мы сможем обладать такой способностью в духовном смысле, если благочестиво и правильно поместим по правую руку всё то, что считается благоприятным и [находящимся] по правую руку, и то, что считается неблагоприятным и [находящимся] по левую руку, чтобы всё, что выпадет нам, оказалось, словами апостола, оружием праведности. Ибо мы видим, что наш внутренний человек заключается в двух частях, а я бы сказал, в двух руках. Не может быть святого, который не имел бы то, что можно назвать левой рукой, но совершенная добродетель состоит в том, что умелым использованием он всё обращает в правую руку.

Собеседования.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 15-21 И возопиша сынове Израилевы ко Господу: и воз­стави им Господь спасителя, Аода сына Гираня, сына Иемениина, мужа ободесноручна: и послаша сынове Израилевы дары рукою его еглому царю Моавлю. И сотвори себе Аод нож обоюдуостр, на пядь едину долгота его, и при­­пояса его под ризу по бедре десней сво­ей. И иде, и при­­несе дары еглому царю Моавлю: еглом же муж добротелесен бе зело. И бысть егда сконча Аод при­­нося дары, и от­сла носящих дары: и еглом обратися от­ идол иже в Галгалех. И рече Аод: слово мне есть к тебе тайно, царю. И рече еглом к нему: молчи. И от­сла от­ себе всех предстоящих пред ним. И Аод вниде к нему. Сей же седяше в горнице летней сво­ей един. И рече Аод: слово Божие мне к тебе, царю. И воста еглом со престола близ его. И бысть егда воста, и простре Аод руку левую свою, и извлече нож, иже над стегном его десным, и вонзе во чрево егломово

Так что ты сказал? Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя (Пс. 90:7). И если упоминается правая [рука], а левая нет, то вместо левой говорится подле тебя. Неправильно было бы праведнику иметь левую [руку]. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, - говорит Господь, - обрати к нему и другую (Мф. 5:39). Он не сказал: «обрати к нему и левую», но: и другую, - ибо обращается не левая щека, но другая правая. Итак, скажу это проще: праведник имеет две правых щеки. Вот и тот Аод, о котором рассказывается в Книге Судей, имел, как сообщается, две правые руки, ибо он был праведник, и он убил того тучного царя.

Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя (Пс. 90:7). Многие [люди] строят козни у нашей правой руки, но немногие делают это у левой: потому тысяча падёт подле тебя, но десять тысяч падут одесную тебя. Где более велико сражение, там более велика и победа. Немногие строят козни подле тебя, но многие - одесную тебя.

Трактат на Псалмы.

Ориген

Ст. 15-21 Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который был левша. И послали сыны Израилевы с ним дары Еглону, царю Моавитскому. Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и припоясал его под плащом своим к правому бедру, и поднес дары Еглону, царю Моавитскому; Еглон же был человек очень тучный. Когда поднес Аод все дары и проводил людей, принесших дары, то сам возвратился от истуканов, которые в Галгале, и сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь. Он сказал: тише! И вышли от него все стоявшие при нем. Аод вошел к нему: он сидел в прохладной горнице, которая была у него отдельно. И сказал Аод: у меня есть до тебя, слово Божие. Еглон встал со стула. Аод простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его

Давайте посмотрим, каким образом Аод, который переводится как «похвала», осуществил свои полномочия. Это повествование о царе Еглоне сообщает нам о том, каким образом этот премудрейший Аод, воспользовавшись неким, так сказать, лукавым приемом, но похвальным обманом, умертвил тирана Еглона, который переводится как «кружение» или «круговой путь». Следовательно, было необходимо, чтобы судьи нашего народа были таковы, каков был тот Аод, который переводится как «похвала», - дабы они искореняли все вращающиеся и круговые движения порочного пути и истребляли мадианского царя. Мадианитяне же переводятся как «течение» или «разлитие». Кто иной может созерцаться и пониматься под начальником и вождем этого непостоянного и распущенного народа, как не слово той философии, которая высшим благом считает [чувственную] страсть, убиваемую и истребляемую евангельским словом, которое сравнивается с мечом? И это пророческое слово заключено в их утробе и в глубочайшем чреве из-за рассуждений двуличного учителя, чтобы, заключив их утверждением истины, истребить всякое понятие ложного учения и грубого понимания, возвышающегося и восстающего против духовного познания Христа; дабы, поступая так и сражаясь словом Божиим, каждый судья Церкви также мог бы стать тем славным Аодом, о котором говорит Господь: Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю (Мф. 25:21).

Гомилии на Книгу Судей.

Лопухин А.П.

Ст. 15-25 Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который был левша. И послали сыны Израилевы с ним дары Еглону, царю Моавитскому. Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и припоясал его под плащом своим к правому бедру, и поднес дары Еглону, царю Моавитскому; Еглон же был человек очень тучный. Когда поднес Аод все дары и проводил людей, принесших дары, то сам возвратился от истуканов, которые в Галгале, и сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь. Он сказал: тише! И вышли от него все стоявшие при нем. Аод вошел к нему: он сидел в прохладной горнице, которая была у него отдельно. И сказал Аод: у меня есть до тебя, слово Божие. Еглон встал со стула. Аод простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его, так что вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие, ибо Аод не вынул меча из чрева его, и он прошел в задние части. И вышел Аод в преддверие, и затворил за собою двери горницы, и замкнул. Когда он вышел, рабы Еглона пришли и видят, вот, двери горницы замкнуты, и говорят: верно он для нужды в прохладной комнате. Ждали довольно долго, но видя, что никто не отпирает дверей горницы, взяли ключ и отперли, и вот, господин их лежит на земле мертвый

Когда израильтяне, угнетаемые Еглоном, обратились к Господу с просьбой о помиловании, тогда Господь воздвиг им избавителя в лице Аода, с. Геры, Вениамитянина, который посредством хитрости умертвил Еглона, когда находился с ним в горнице его дворца. По своему характеру Аод был олицетворением бесстрашия, храбрости и находчивости. У всех народов славились личности, подобные Аоду, хотя бы их поступки были не вполне нравственными. Афиняне воспевали похвалы Гармодию и Аристогону, римляне - Муцию Сцеволе, которые по своим нравственным качествам стояли не выше Аода, но заслужили память потомства только за свою храбрость. На востоке до последнего времени встречаются личности, подобные Аоду. Лайярд, будучи консулом в Месопотамии, знал одного знаменитого областеначальника Ибрагима Агу, который прославился тем, что однажды, по предложению турецкого наместника Магомета Паши, отправился в крепость одного отложившегося курдского бея и, принятый им по правилам восточного гостеприимства, во время ужина снес ему саблей голову (Layard, Nineveh and its Remains, I, 97-98). О Галгале (современный Телль Джельджул или Джельджулийе, между Иерихоном и Иорданом) см. Нав. 4:19-20 и др. Под «истуканами» (pesilim) при Галгале разумеются, вероятно, стоявшие здесь каменные столбики в виде бетилей (проф. А. А. Олесницкий. Мегалит. памятники Св. Земли, с. 77) или камни, определявшие брод Иордана (Будде).

Толковая Библия.