Толкования на Суд. 7:16

Свт. Амвросий Медиоланский

И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники

<…> …когда Гедеон должен был победить мадианитян, он скомандовал трем сотням человек взять кувшины и держать зажженные светильники внутри кувшинов, и взять трубы в правую руку. Наши предшественники сохранили объяснение, полученное от апостолов, что кувшины - это наши тела, вылепленные из глины, которые не знают страха, если они горят пылом милости Святого Духа и громко возвещают о своей любви к Господу Иисусу. Кто тогда усомнится в Божественности Святого Духа, если там, где милость духа, там и проявление Божественности. Этим свидетельством мы подразумеваем не разнообразие, а единство Божественной власти. Ибо как может существовать разъединение могущества там, где результат действия всех - в одном. И не может быть благодати таинства там, где нет прощения грехов.

Чем же тогда был этот огонь? Не тот, конечно, который разгорается от обычных веток или ревет от горящего лесного тростника, а огонь, который обрабатывает благие деяния, как золото, и пожирает людские грехи, как жнивье. Это, несомненно, Святой Дух, который зовётся и огнем, и светом лика Господня: свет, как мы сказали выше: Яви нам свет лица Твоего, Господи! (Пс. 4:7). Что такое тогда этот свет запечатленный, кроме того, что это печать Святого Духа, уверовав в которого вы запечатлены, говорит Павел, обетованным Святым Духом (Еф. 1:13). Итак, как существует свет Божественного лика, так и огонь исходит от лика Господа, ибо написано: «пред Ним огонь поядающий» (Пс. 49:3). Ибо милость судного дня сияет заранее, дабы пришло прощение и были вознаграждены заслуги святых. О, превеликая полнота Священного Писания, которую никто не в силах постичь умом человеческим! О, величайшее доказательство Божественного единства! Ибо сколько всего сказано в этих двух стихах!

О Святом Духе.

Лопухин А.П.

Ст. 16-22 И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники. И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте; когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: меч Господа и Гедеона! И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их. И затрубили все три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона! И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство. Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы

Подобно Аврааму, во время его нападения на войска царей Сеннаара и Элама (ср. Быт. 14:15), Гедеон разделил свой отряд на три части и произвел нападение на стан мадиамский во время средней стражи, т. е. в полночь, когда неприятельский стан был объят глубоким сном. Появление в лагере таинственных людей с светящимися факелами, треск разбиваемых кувшинов и крик воинов Гедеона произвели в стане мадианитян панику и они обратились в бегство, причем избивали друг друга. Большая часть их направилась по Эздрелонской долине на юг, к местечку Бетшитта, указываемому в современной Эль-Шатта, близ потока впадающего в воду Джалуд и далее до Авел-Мехолы (ср. 3 Цар. 19:16), лежавшей по Иерониму на 10 римских миль к северу от Скифополя (Бет-Сана). Местоположение упоминаемых в описании бегства мадианитян Цереры (вероятно Цереды) и Таббаха неизвестно. История представляет несколько других примеров стратегической уловки, употребленной Гедеоном. Фалиски навели страх на римскую армию посредством людей, имевших вместо оружия факелы и змей. Тоже самое делали Весты и Фидены (Tit. Liv. XXII, 16; Sallust Jugurtha, 99).

Толковая Библия.