Толкования на Зах. 8:16

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 16-17 Сия словеса, яже сотворите: глаголите истину кийждо ко искреннему своему и суд мирен судите во вратех ваших, и кийждо злобы искренняго своего не помышляйте в сердцах ваших и клятвы лживыя не любите: зане сия вся возненавидех, глаголет Господь Вседержитель

Тем, которые решились избегать неповиновения и удаляться легкомысленного образа жизни, напротив возлюбили ходить правым путем, Бог обещает, что даст им блага Своего милосердия и что Он постановил вперед творить добро им. Он заповедал, чтоб они никогда не казались говорящими ложь, напротив произносили слова истины, любили правду в судах и относительно каждого дела произносили приговор правый и неукоризненный, не поддаваясь постыдным прибыткам и не прельщаясь постыдною корыстью и ради денег не предавая милость праведного; но стремясь только к благоугодному для Бога, – чтоб они прощали братьям, если они погрешат в чем-нибудь или делом или словом, а сверх того в особенности удалялись от ложной клятвы; ибо Он утверждает, что Он возненавидел эти грехи.

Смотри, как повелевает ничего не делать в тенях и образах: не заповедает приносить в жертву волов и чтить Его курением фимиама; но желает, чтобы упражнялись в образе жизни более духовной, возвышенной и евангельской. Поелику здесь сделано краткое указание на время пришествия нашего Спасителя; то в соответствие сему вводится здесь вместе с тем и заповедь, излагающая Его учение. И действительно если нам, следующим божественным словам, надлежит говорить истину, то нам должно будет помышлять согласно учению Христову, ибо Христос есть истина. Посему и премудрый Петр заповедал нам быть всегда готовыми «ко ответу всякому вопрошающему ны словесе о нашем уповании» (1Пет.3:15). Если же обыкнут говорить Христово и всегда будут иметь Его не только на языке, но и приложат попечение об уме и сердце; то они непременно будут праведными и украшенными всякого рода правотой, миротворцами и кроткими, не только не употребляющими ложной клятвы, но и совсем не клянущимися, потому что они помнят о словах Его: «буди же слово ваше: ей ей, ни ни» (Мф.5:37).

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 16–17 Итак вот повеления, которые вы должны исполнять: Говорите истину каждый ближнему своему; у ворот ваших судите истиною и судом мира; и не замышляйте зла каждый против друга своего в сердцах своих; и не любите ложной клятвы, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь

Я обещал, что не по подобию дней прежних буду делать остаткам народа, бывшего в плену. И как Я решил опечалить их, когда отцы их побудили Меня к гневу, и Я не умилосердился; так ныне, обратившись в эти дни, Я решил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды. Итак, чтобы Мое решение осталось [неизменным] и обещание не было пустым, исполняйте следующие Мои повеления: Говорите истину ближним своим. Под ближним мы должны разуметь всякого человека, ибо мы произошли от одного родителя. В противном случае, если бы под ближним разумелся родственник, то пред иностранцами и чужими можно [было бы] лгать. То же самое говорит Апостол: Оставив ложь, говорите истину каждый ближнему своему (Еф. 4:25). Истиной и судом мира судите у ворот ваших. В первом суде да будет истина и справедливость, а за тем следует милосердие. В самом деле, суд мира состоит в том, чтобы судья имел намерение примирить несогласных, соответственно сказанному в Евангелии: Блаженны миротворцы, ибо они назовутся сынами Божиими (Мф. 5:9). Следующие слова: у ворот ваших находятся в соотношении с следующими пророческими словами: Ненавидят они исправляющего у ворот и возгнушались словом святым (Ам. 5:10), и в другом месте: Не испытают смущения, когда будут говорит с врагами своими в воротах (Пс. 126:5). Давид также судил у ворот, когда Авессалом, обещая истину на суде, устраивал козни отцу (2Цар. 19:8). Но спрашивается, почему у Иудеев место суда было у ворот? Судьи заседали у ворот для того, чтобы не вынуждать земледельцев входить в город и нести издержки, так что, как горожан, так и поселян судьи выслушивали при входе и выходе, а по окончании разбора дела каждый без замедления мог возвращаться к месту своего жительства. И зла, говорит, против своих врагов не замышляйте в сердцах своих: слово raach (רעה), переведенное всеми одинаково словом κακία, т. е. злоба, мы можем понимать двояко: в значении зла и в значении огорчения: [например] в смысле огорчения: Есть ли бедствие в городе, которого не сделал Господь (Ам. 3:6), и: Достаточно для каждого дня беспокойства его (Мф. 6:34); в смысле зла Бог говорил чрез пророка Иону: Вопль злодеяния их дошел до Меня (Ион. 1:2), и у Апостола читаем: Исполнены всякою неправдою и злобою (Рим. 1:29). Итак тот, кто свят, не опечаливает друга своего ни тем, ни другим и не замышляет зла в сердце своем. И ложной клятвы, говорит, не любите, ибо Господь заповедал в Евангелии: Я же говорю вам, чтобы вы не клялись совершенно, но да будет слово ваше: Да, да! (est, est) Нет, нет! (Мф. 5:34–37). Действительно, ведь кто не будет клясться, тот никогда не может нарушить клятвы; кто клянется, тот услышит сказанное в Писании: Не употребляй имени Господа Бога твоего напрасно [super re vana – в пустом деле] (Исх. 20:7). Все это Я ненавижу, говории Господь, чему соответствуют и слова Малахии: И все, что Я ненавидел, вы делали (Мал. 2:13, по переводу LXX). В наставлениях, имеющих отношение к жизни и вполне понятных, мы не должны усматривать иносказания и, – по словам одного комика, – не будем трудиться по пустому (Плавт. Мен. II, 1).

Толкование на пророка Захарию.