Возненавидеша у врат наказующаго, и словом праведным возгнушашася
Речь снова принимает подобающее ей течение: после того как богоглаголивый пророк наименовал Бога Вседержителем и Всесильным и присовокупил, что Он разделяет сокрушение на крепость и наводит бедство на твердыню, опять таки, – чтобы кто не подумал, что Бог наводит чрезмерные кары на тех, кто согрешает и в малом, – перечисляет вины и выставляет причины, но которым определяет Он людям сокрушения и бедство. Именно, возненавидели, говорит, умудряющих, ни во что вменили обличающих и навыкших направлять к богоугодному, сочли гнусным всякое слово праведное, то есть – призывающее и побуждающее к праведности и святости. У врат же означает явно, открыто и с дерзновением. По-видимому, теперь вспоминает их нерасположение и отвращение к закону и пророкам, потому что пророки обличали, выступая открыто, а праведным словом был закон, как представитель Бога и правды, наставник в благочестии, – указующий на естественного и истинного Бога. Поэтому и Павел называет «заповедь», данную чрез Моисея, «святою и праведною и благою» (Рим.7:12). Таким образом, самый постыдный недуг и как бы некий корень и источник душевных страстей, если отвергают советы, ненавидят обличения и знать не хотят о законе божественном. Кто дошел до такой степени испорченности, тот вполне будет подобен кораблю, лишенному руля и не имеющему кормчего, который носится по всякому ветру, прямо и неосторожно идет, куда его гонит, как будто бы пьяный и увлекаемый напором волн. А того праведника мудрый Давид ублажает пред нами, говоря: «закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его» (Пс.36:31), ибо закон направляет к богоугодному.
Толкование на пророка Амоса.
А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду
Те, коих Бог, посмеваясь, опустошает и подвергает разорению, кои сильны в зле и могущественны в угнетении, возненавидели обличающего в воротах, то есть на суде, – или меня, или других пророков, посылавшихся к ним, и того, кто говорит правдиво, или слово непорочное, как перевел Симмах, или же слово святое, как перевели Феодотион и LХХ. В воротах же, по древнему обычаю иудейского народа, производился суд, и это, как мы часто читаем и часто объясняли, для того, чтобы и сельский житель, приходя для разбора дела, не пугался городского многолюдcтва и нового для него зрелища, и городской житель из отдаленной части города не имел нужды спешить и заботиться о средствах переезда. Это мы сказали применительно к буквальному смыслу. Но великий грех – ненавидеть обличающего, в особенности если он обличает тебя не из ненависти, а по любви, если [сначала обличает] один наедине, если [затем] в присутствии другого брата и если после того пред церковию (Мф. 18:15–17), обвиняя, очевидно, не по наклонности к злословию, а для твоего исправления. О двояких воротах – смерти и жизни, пороков и добродетелей, мы часто читаем в Писаниях, как например в Псалмах: возносяй мя от врат смертных, яко да возвещу вся хвали Твоя во вратех дщере Сиони (Пс. 9:14–15). Высокая гора Сион, без сомнения, означает церковь и град Бога живого, небесный Иерусалим, и множество ангелов, и церковь первенцев, написанных на небесах. Вознесенный в воротах Сиона не может бояться ворот смерти, о которых Господь говорит Петру: на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). О воротах добродетели ясно говорится в другом псалме: отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня, праведнии внидут в ня (Пс. 117:19–20). Также и премудрость с уверенностью при воротах города говорила: доколе невинные будут соблюдать правду, они не будут посрамлены (Прем. Сол. гл. 6). Я полагаю, что ворота города, то есть души, верующей во Христа, означают добродетели, чрез которые Христос входит к верующим. И так как не написано, в каких воротах ненавидели обличающего, в [воротах] ли добра или зла, то мы можем относить это к тем и другим. Пророк обличает грешников, стоящих в воротах зла, и поэтому они гнушаются им. Или, может быть, сам пророк стоит в воротах и начинаниях добродетелей, и его ненавидят те, которых он обличает, и не ограничиваются грешники ненавистью к обличающему или укоряющему в воротах, но и гнушаются словом святым, исходящим из уст его. Ибо кто не принимает пророка, тот не принимает пославшего его (Мф. гл. 10). Если же они возгнушались словом святым или тем, кто говорит правдиво (ибо слово святое есть Господь Иисус, о котором говорится: не даси святому Твоему видети истления, Пс. 15:10), то все иудеи, произносившие анафемы на Иисуса, гнушаются словом Божиим, которое и совершенно, и свято, и непорочно. Ибо благочестие служит предметом отвращения для грешника. Но все то, что мы сказали об иудеях, можно отнести как к язычникам, так к еретикам, из которых одни гнушаются всеми Священными Писаниями, содержащими в себе слово Божие, а другие, превратно понимая читаемое, вносят гнусности в дом Божий.
Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.
А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду
Пророк продолжает в ст. 10-13 обличение в нарушении правосудия. - А они ненавидят обличающего (mochicha) в воротах: обличающий в воротах тот, кто стремится доказать правду во время судопроизводства, которое обыкновенно совершалось у ворот города (ср. Иов XIII:15; XV:3). - И гнушаются тем, кто говорит правду, т. е. говорит на суде.