Толкования на Зах. 9:9

Свт. Григорий Палама

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной

Пророк этими словами явил, что этот пророчествованный Царь и является единственным истинным Царем Сиона. Ибо Царь твой, говорит он, не является страшным для взирающих и не жестоким каким-либо и творящим зло, ведущим за собою щитоносцев и мечников, или множество пеших воинов и всадников, живущий алчностью и требующий податей и налогов, рабства и служения, которые и низки и вредны, но знак Его – смирение, бедность и скромность, ибо Он входит, сидя на осле, не ведя за собой никакой человеческой толпы. Поэтому, Он – Единый праведный Царь, спасающий в праведности; и Он – кроток, имеющий нарочитую кротость, как Сам Господь говорит о Себе: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11:29).

Омилия 15. В Неделю Ваий.

Свт. Кирилл Александрийский

Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна

В сих словах ясно возвещает наконец явление Спасителя нашего, так что совсем не оказывается никакого места для скорби. Повелел духовному Сиону непременно радоваться, после того как уничтожена всякая скорбь наша; ибо от чего еще может быть печаль у нас и что еще мы можем оплакивать, после того как грех изгнан и смерть подверглась попранию и естество человеческое призвано в свободу и увенчано благодатью сыноположения и украшено вышними и небесными дарованиями? Обрати внимание на то, что благовествующий о пришествии нашего Спасителя тотчас называет Сион дщерью и с полною справедливостью повелел ей предаться сильной радости, и увещевает проповедовать Иерусалиму, что уже (скоро) явится и откроется во плоти царь его «праведен и спасаяй»; ибо Христос оправдал нас верою и расширил путь спасения для приходящих к Нему. Сверх того Он «кроток», не употребляет законной суровости, не наказывает смертью преступающих заповедь, напротив спасает по своей благости и восстановляет падших. Мы читали, что «писмя убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). Писмя – это карающий закон, тень и образ; дух же животворящий – это Христос (1Кор.15:45), ибо евангельским наставлением мы научены покланяться духом и истиною (Ин.4:24). А что Он воссел на «жребца юна» и таким образом вошел во Иерусалим, для подтверждения этого нет нужды говорить много; ибо для удостоверения в этом достаточно для нас того, что написал о сем божественный евангелист: Христос сидел на молодом осле, а ослица следовала за Ним. И это событие было для нас знамением важнейшего дела именно: Христос нашел успокоение в новом народе, то есть призванном к познанию истины, но некогда служившем идолам: ибо он был как бы неким молодым ослом, еще не объезженным, и не умевшим правильно ходить, как не бывший под руководством божественного закона. Но Приводящий всех к духовному познанию назначил Себе молодого осла. А что некогда и синагога Иудейская последует за Ним, на это он указал тем, что ослица следовала за Ним, хотя по времени призвания она имела старшинство; она была призвана чрез Моисея и пророков. Поелику же она огорчила спасающего царя (потому что не уверовала в него): то по справедливости она идет вслед молодого осла и оказалась позади, то есть следующею за другими и позади уверовавших из язычников и первая оказалась последнею. Смотри, как «Испытаяй сердца и утробы» (Пс.7:10) показал, что природа человеческая дошла до крайнего неразумия, тем, что и синагога иудейская и самое множество язычников уподобляется неразумнейшей ослице: ибо одни служили твари вместо Творца Бога, другие же пренебрегая руководительство закона утратили ум и благое расположение души и оказались склонными к порокам всякого рода, они «приложишася скотом несмысленным и уподобишася им» (Пс.48:21), по слову Псалмопевца. Осел и в ином смысле служит символом нечистоты; ибо он есть животное не священное и осужденное законом (Исх.13:13): а таковыми конечно оказываются заблуждающиеся и грехолюбцы.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

Радуйся зело, дщи Сионя. Здесь наименование Сион берется в двух смыслах: в первом относится к Сиону чувственному, городу Давидову, который присоединен к Иерусалиму и назван городом Давидовым, а в смысле таинственном относится к Церкви, как земной, так и небесной. Слова: радуйся зело, дщи Сионя, Пророк обращал к тому Сиону, который был у него пред глазами. Сему то Сиону и выше возвещал он, что разорены и разрушены будут города Филистимлян, Азот, Аскалон и другие, которые преследовали сынов народа Божия и притесняли жителей иерусалимских, препятствуя им восстановлять храм Господень и сионские здания, бывшие в развалинах. Но возвещает также радость и веселье церкви о спасении ее предсказывая, что Сам Господь придет для спасения всего человеческого рода, почиет среди людей, вселится и устроит царство Свое. Се Царь твой грядет тебе. Действительно, Он пришел, и вступил в Иерусалим, но Иерусалим не принял Его; почему, вселился Он в Церкви у языческих народов, которые познали Его и уверовали в Него, и приняли Его с радостью. Праведен, кроток и спасаяй. Он приведен, яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его, как свидетельствовал о Нем Исаия (Ис. 53:9), и как Сам о Себе говорил Иудеям: кто от вас обличает Мя о гресе (Ин. 8:46)? Он кроток, потому что справедливо сказал о Себе: кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29). Он спасаяй, потому что спас все народы и народ иудейский. И всед на подъяремника и жребца юна. Сие засвидетельствовали сами Евреи и язычники, собравшиеся в Иерусалим на праздник и видевшие, как Он, по смирению Своему, воссел на жребя ослее. Сие ослее жребя изображает собою новый народ, собранный из язычников, которые уверовали, что Он для нашего спасения пришел, уничижил Себя и снисшел до нашего убожества, и, уверовав, подклонили выи свои под ярмо владычества Его, чем и оправдалось сказанное, что на них почиет Он и среди них вселится.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 9–10 Премного радуйся, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: Вот Царь твои идет к тебе праведный и Спаситель, Он бедный и сидящий на ослице и на молодом осленке. И погублю колесницы от Ефрема, и коня от Иерусалима, и рассеется лук военный, и провозвестит Он мир народам, и будет могущество Его от моря и до моря, и от рек до пределов земли

Евангелисты пишут, что это пророчество исполнилось тогда, когда Господь вошел в Иерусалим, сидя на осле и молодом осленке, и когда на встречу Ему вышла толпа детей с пальмовыми ветвями, восклицающих: Благословен грядущий во имя Господне: осанна в вышних (Мф. 21:9); а когда фарисеи начали делать упреки, почему Он не удержал восклицающих детей, то Он отвечал: Разве вы не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты совершил хвалу (Мф. 21:16; Пс.8:3). Итак, пусть возрадуется Сион и пусть торжествует Иерусалим, – это один я тот же город, ибо Сион есть крепость Иерусалима, – ибо придет к нему Царь его, Который обещан предсказаниями всех пророков, Праведный, Он же и Спаситель т. е. Иисус, как это Ангел изъяснил, благовествуя Марии: И назовется Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их (Мф. 1:21). Также Он и бедный, или, – как перевели LXX, – кроткий, так как хотя Он и богат, но ради нас обнищал и говорит в Евангелии: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29); [наконец] Он сидит на осле подъяремном, или молодом осленке, т. е. во главе того и другого народа, – обрезания и необрезания, – из которых первый носил на себе тягчайшее бремя Закона, как это написано в Деяниях Апостолов: Ни мы, ни отцы наши не могли понести тяжкого бремени Закона (Деян. 15:10,28). Посему и Павел пишет к Галатам, желавшим обрезываться: Стойте и не удерживайте снова бремени рабства (Гал. 5:1). А молодой осленок есть множество язычников, не имеющее на себе узды Закона и не управляемое никем, но всегда скользившее и низвергавшееся в глубокие пропасти идолослужения, которое с восседанием над ним Господа [подобно всаднику] научилось ходить, ступая по правому пути. И рассею, говорит, колесницу от Ефрема. До этого места от Лица Бога Отца говорится, что погибнет всадник или колесница от Ефрема и конь от Иерусалима. И в то же время в буквальном смысле говорится следующее. Не будет войн, так как все примирено с пришествием и рождеством Христовым. А потом, – соответственно высшему пониманию, – Ефрем должно относить ко множеству ересей. Это слово переводится словом καρποφορία т. е. плодородие, или изобилие плодов, о чем написано в LXXVII Псалме: Сыны Ефрема, напрягающие лук и стреляющие в день брани обратились назад (Пс. 77:9). О колесницах этого рода или всадниках [или: возницах] мы читаем: Эти на колесницах, а эти на конях, мы же воззовем во имя Господа Бога нашего: они связаны и пали, мы же встали и стали прямо (Пс.19:89). А конь, который погубляется от Иерусалима, есть тот, о котором мы читаем: Ненадежен конь для спасения (Пс. 32:17). И у пророка Иеремии предававшиеся роскоши и плотским удовольствиям люди слышат: Они сделались предо Мною как кони, неистово устремляясь на женщин, каждый ржет на жену другого (Иер. 5:8). Посему и призываются они к покаянию словами Псалмописца: Не будьте как конь и лошак, у которых нет разума (Пс. 31:9). А когда погубит Господь колесницу от Ефрема и коня из Иерусалима, которые будут освобождены от коней и колесниц этого рода, тогда они сами будут обращены на служение Господу и сделаются Херувимами и относительно их будет сказано: Колесниц Божиих многочисленные тысячи, тысячи ликующих (Пс. 67:18), и: Я уподобил тебя, ближняя Моя, коннице Моей в колесницах Фараоновых (Песн. 1:8), и: Взойди на коней и восхождение Твое – спасение (Авв. 3:8). Рассеян будет военный лук, так что не будут выбрасываться огненные стрелы, которые могли бы поражать сердца похотливых людей. И будет провозглашен мир народам, о которых написано: Он будет ожиданием народов (Быт. 49:10), и опять: На него будут надеяться народы (Ис. 11:10), и: Власть Его от моря и до моря и от рек до пределов земли (Пс. 31:8). Значение этого места не должно быть ослабляемо иносказательными толкованиями: наоборот, должно веровать, что все это исполнилось согласно с тем, что мы читаем: Проси от Меня, и Я дам Тебе народы в наследие Твое и во власть Твою концы земли (Пс. 2:8). В семьдесят первом псалме также говорится от лица Соломона и истинного примирителя: И будет господствовать от моря и до моря, и от реки до концов земли (Пс. 71:8).

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной

Явление Царя мира

Но залогом прочности мира и безопасности не в каком-либо частном случае, а на долгое время, навсегда, служит явление мессианского Царя, шествующего к Иерусалиму на молодом осленке. Это шествие свидетельствует как о миролюбии этого Царя (конь - животное, употребляющееся для военных целей), так и о Его необыкновенном смирении: «осел по замечанию Ружемонта, без сомнения пользуется на востоке меньшим презрением, чем у нас, и езда на осле не представляет там ничего смешного, тем не менее, ни цари, ни знатные люди не употребляют этого животного» (с. 218, см. Кеil 600). Отличительными качествами этого Царя являются еще справедливость и готовность спасать Своих подданных. - Исполнение пророчества Зах IX:9 видим в торжественном входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим, описанном в Мф XXI:2 след., Мк XI:2 след., Лк XIX:30 след. и Ин XII:14 след. В особенности точно совпадает содержание пророчества с описанием осуществления его у евангелиста Матфея, который упоминает об ослице и молодом осле (ст. 2, 5 и 7): для Господа было необходимо только одно животное; и да сбудется реченное через пророка (ст. 4), по слову Господа, приведены были ослица и осленок. По замечанию Кейля, «ослица должна была сопутствовать для того, чтобы вполне представить образ, начертанный Захариею» (S. 602). Однако, намеренно, во всяком случае, нельзя было воспроизвести в действительности то, что предъизображено у пророка: легко было заставить учеников сделать угодное своему Учителю; но как побудить толпу, в значительной части, враждебно настроенную против пророка из Галилеи, возглашать Ему: «осанна»? В данном случае, смягчить ожесточившиеся сердца было столь же трудно, как заставить камни возопить: ясно, что Захария не естественным человеческим умом прозрел в будущем столь знаменательный факт из жизни Спасителя. Помимо толкователей, следующих св. Ефрему и толкующих факт шествия Царя мира на осле в смысле указания на Его добровольное унижение, некоторые исследователи осуществление разбираемого пророчества в Новом Завете рассматривают как безмолвное обличение плотских ожиданий иудеев (Erich Haupt, Die alttestamentlichen Citate in den vier Evangelien, Colberg. 187:1. Ss. 27:7: и 27:9; W. W. graf Baudissin, Einleitung in die Bucher des Alten Testamentes, Leipzig 1901 S. 57:7; Keil 600, Ефр. 240).