Толкования на Зах. 12:9

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 9-10 И будет в день он, взыщу изъяти вся языки грядущия на Иерусалим. И излию на дом Давидов, и на живущия во Иерусалиме дух благодати и щедрот, и воззрят на Меня

Мое намерение, говорит, – погубить народы, нападавшие на святой город, то есть Церковь, благодатью же и щедротами окружить дом Иудин и живущих в Иерусалиме, то есть граждан Церкви и получивших назначение восхвалять (Бога). Сии опять суть поклоняющиеся Христу и решившиеся следовать евангельским наставлениям, проводящие жизнь достославную и безупречную. Что враги истины имели ослабеть везде и во всем, это и Сам Спаситель ясно предсказывает, говоря: «ты еси Петр, и на сем камене созижду церковь мою и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18). Вот здесь вратами называет хотящих преследовать ее, оказывающихся как бы гибелью и разрушением, и к узам ада обыкновенно приводящих тех, кто склоняется к ним. Итак, ослабеют, даже более – истребятся враждовавшие с нею и придут к гибели; ибо бесспорно, «многи скорби праведным, но от всех их избавит я Господь» (Пс.33:20), – и истинно, что «вси хотящии благочестно жити о Христе, гоними будут» (2Тим.3:12), однако бесполезными и бессильными делает Христос замыслы злоумышляющих и самые предприятия, даруя нам «власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Ободряет и говоря: «в мире скорбь имеете, но дерзайте, яко аз победих мир» (Ин.16:33). Итак, погибают восстающие на Церковь в известные времена, на своих же, то есть на верующих, обильно изливается «Дух благодати и щедрот»; ибо Бог и Отец венчает нас небесными благами и исполняет духовными дарованиями, чтобы, направляя к Нему духовное око, мы в Нем имели всякую надежду, – на что, думаю, и указывают слова: «воззрят на Меня». Находясь в таком состоянии, мы радуемся в себе самих, устами же славословим Бога: «благослови, душе моя, Господа, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое» (Пс.102:1–5).

Над коим надругались «и восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце».

Еврейское издание делает началом настоящего отдела слова: «и воззрят на Меня». Однако ж оно не согласуется с преданием и переводом Семидесяти. Евреи вместо надругались читают: воззрят на него, которого пронзили; ибо, как написано (Ин.19:34), воины Пилата пронзили Ему ребра, почему справедливо применим это изречение к Лицу Христа. К Нему же относятся и слова: «и восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце». Пригвоздив к древу божественный Храм, распинатели окружили (Его), нечестиво насмехаясь. Одни говорили: «разоряяй церковь и треми денми созидаяй, спасися сам» (Мф.27:40). Другие же опять: «иныя спасе, себе ли не может спасти?» (Мф.27:42). Когда же Он, положив за нас душу Свою (1Ин.3:16), проповедал и сущим в аде духам (1Пет.3:19) и ожил, при бывшем тогда землетрясении, то сидевшие у креста дивились, говоря: «воистинну Божий Сын бе сей» (Мф.27:54); великое раскаяние было тогда у многих. Когда же обрушилась на них римская война, причем страна их подвергалась опустошению, города сожигались, дома опустошались и даже самый Иерусалим был уже в осаде, а внутри свирепствовал голод, тогда некоторые едва стали приходить к сознанию совершенных над Христом дерзостей и наконец познали причины бедствия и то, что виною их страдания были их нечестия в отношении к Нему. Итак, поелику они надругались, то «восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце». Ведь всегда неудержимо льется слеза у родителей над лежащим (мертвым) перворожденным и возлюбленным сыном, – плач и рыдания, не знающие предела, продолжительная и даже как бы непрестанная скорбь, какими-то острыми и несносными уколами изнуряющая души. Что Иудеи имели испытать подобные бедствия, о сем предсказал Христос, упрекая плачущих о Нем женщин и говоря: «дщери Иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших» (Лк.23:28).

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 9–10 И будет в день тот, Я озабочусь сокрушить все народы, устремляющиеся против, Иерусалима, и излию на дом Давидов и жителей Иерусалима Духа благодати и молитв, и взглянут на Меня, которого пронзили и будут горько оплакивать его, как бы единородного, и будут скорбеть над ним, как обыкновенно скорбят о смерти первенца

В день тот, когда Господь будет покровительствовать жителям Иерусалима, Он озаботится сокрушить все народы, которые направляются против Иерусалима. Но сокрушит Он их не на погибель, а на возвышение, с тем, чтобы они перестали враждовать против Иерусалима и начали быть в числе жителей Иерусалима; действительно, если Он из ничего сотворил все, то, конечно, сотворил не для того, чтобы погубить, но чтобы сотворенное спаслось по Его милосердию. Посему и в [книге] Премудрости, приписываемой Соломону (если однако угодно кому принимать эту книгу) мы находим слова: Он создал, чтобы все было, и рождения мира спасительны, и не будет для них яда смертоносного (Прем. 1:14). В самом деле, как Господь пришел, чтобы взыскать погибшее, и спас род человеческий, так и народы Он погубит только в том отношении, в каком они были народами враждебными. Потом следует: Излию на дом Давида и на жителей Иерусалима Духа благодати и милосердия. Об этой благодати писал и Павел: Благодать Божия излилась в сердца наши [или: ваши] чрез Духа Святаго, данного нам (Рим. 5:5) И в вышеназванном свитке [Премудрости] есть место: Что есть на небе, кто [это] исследует, если бы не то, что Ты дал Премудрость и послал Духа Твоего Святаго с высоты, и таким образом исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе (Прем. 9:16–18). И чрез Исаию Бог говорит: Я дал Духа Моего над тобою (Ис. 42:1), и снова Писание упоминает о том же: Я дал Духа Моего на него (там же). Слово излияние дает представление о широте, как это очевидно из того, что мы сказали: Благодать Божия излилась в сердцах ваших. И в другом месте от лица Божия говорится: Излию от Духа моего на всякую плоть (Иоил. 2:28). А Кто этот Дух благодати, об этом говорит тот же Апостол к Евреям: Сколь более тяжкому наказанию по мнению вашему, подлежит тот, кто попирает Сына Божия, и кровь завета, которою освящен, считает оскверненною, и наносит бесчестие Духу благодати (Евр. 10:29)! Потому дары благодати Святаго Духа называются различными. И в приветствии Апостол говорит: Благодать вам и мир да умножится (1Пет. 1:2), так что после того, как Он простил нам грехи наши, наступил и мир по [Его] милосердию. Иудеи указывают на то, что это отчасти уже совершилось, а более полно сбудется в конце мира. А мы думаем и утверждаем, что после пришествия Иисуса Христа это совершается ежедневно.

И взглянут на Меня, которого пронзили и будут горько оплакивать его, как бы единородного, и будут скорбеть над ним, как обыкновенно скорбят о смерти первенца

Еврейские буквы далет и рес, т. е. D и R похожи одна на другую и отличаются [одна от другой] только маленькой черточкой сверху. От этого произошло, что читающие различно одно и то же слово, переводят то так, то иначе (aliter atque aliter). Приведем один пример для того, чтобы было понятнее: И облечен был Самуил в ephod bad (1Цар. 2:18), ибо bad значит лен, почему и baddim называется полотно. Вместо этого, как в Еврейском, так и в Латинском, некоторые неправильно читают: ephod bar, хотя bar значит: или сын, или: сноп пшеницы, или: избранный, или οὖλος, т. е. курчавый (волнистый). Уже из этого примера понятно, какая произошла ошибка в переводе этого места. В самом деле, если слово דקרו прочитать dacaru, то получится ἐξεκέντησαν, т. е. ранили острием, или пронзили, а если, перемешав буквы, прочитать одну вместо другой, т. е. רקדו (racadu), то получится ὠρχήσαντο, т. е. наскочили: ошибка произошла вследствие подобия букв одна другой. Но Евангелист Иоанн, черпавший мудрость с персей Господа (Ин. 21:20), Еврей от Евреев, которого Спаситель возлюбил преимущественно, не особенно заботился о том, что буквально содержится в Греческом тексте, а перевел буква в букву то, что прочитал в Еврейском тексте, и что, по свидетельству его, исполнилось во время страданий Господних (Ин. 19:37). Если же кто не соглашается принять это, тот пусть укажет свидетельство, из какого места св. Писания привел это Иоанн; и когда не отыщет такого, то поневоле будет вынужден принять истину. А восплачут Иудеи над Господом, как бы над единородным и первородным, что также обозначает Господа Спасителя, который есть и единородный и первородный. Единородным Он называется по свойству природы; первородным, воскресшим из мертвых у Апостола (Кол. 1:18). Вместо единородный Семьдесят перевели: возлюбленнейший, о чем мы читаем и в Евангелии: Сей есть Сын Мой возлюбленнейший, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:17). Тогда возрыдают они о Распятом ими, когда увидят Его царствующим во славе. Слово греческое κατωρχήσαντο составлено не только из понятия поругание, но и из понятия скакание, именно потому, что они против Господа вопияли с насмешливым скаканием: Уа! разоряющий храм и в три дня созидаюший его, спаси себя самого, сойдя со креста (Мф. 27:40). Сии и подобные слова говорили они в насмешку и безумно кружились в каком-то неистовом скакании.

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим

См. Толкование на Зах. 12:8