Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию
См. Толкование на 2 Кор. 4:13
Вся бо вас ради, да благодать умножившаяся, множайшими благодарении избыточествит в славу Божию
Показывает, что он нимало не преувеличенно сказал: воздвигнет нас и предпоставит с вами. Говоря так, не слово лести к вам простераю, но потому так говорю, что так должно быть: ибо все для вас, для вас – не коринфян только, но и всех верующих,– вся, все домостроительство во Христе Иисусе здесь и все блага неописанные там. Феодорит пишет: «Вас ради, то есть верующих; ибо сказал не об одних коринфянах, но о всех принявших проповедь. Бог, промышляя об общем всех спасении, совершил домостроительство Владыки Христа». Святой Златоуст говорит: «Для вас Его воскресение и все прочее. Ибо не для одного только человека Он столько совершил, но для всех».
Да благодать умножившаяся, то есть сделавшаяся достоянием многих. Господь устроил спасение всех и учредил Апостольство, чтобы оно силою Духа Святого по всей земле, во всех языках и обществах положило основы общему всех людей спасению. Это мы и делаем. Слово благовестия распространяется; вместе с ним разливается благодать, возрождающая к новой жизни, в залог нескончаемого блаженства в вечности. Причастившиеся сей благодати вкушают радость о Духе Святом, подвигающую уста на благодарение. Чем больше причастников благодати, тем более уст благодарных. Множащаяся благодать множит благодарение; избыточество благодарения избыточествует в славу Божию. Слава Божия – последняя цель всего домостроительства во Христе Иисусе. Ангелы выну славословят Бога; на то же славословие созданы и люди. Но их песнь славословная порвалась на первых порах. Надлежало восстановить ее. Чтоб восстановить, Сын Божий, воплотившись, нисходил до последних степеней уничижения и потом восшел человечеством на последние степени славы. Приобщив его всевозможной славы, Он сделал его вновь способным воздавать возможно высшую славу Богу. Причащающиеся благ во Христе Иисусе вкушают и славы Божией и славословят Бога. Славословие – знак вкушения радости жизни. Потому оно и стало целию всего, что Бог всех хочет облаженствовать. Бог хочет, чтобы все вкусили благ духовных, все радовались, а ради этого и благодарили, и славословили Его. Апостол говорит о вкушении благодати множайшими и о благодарении множайшими, потому что не все хотят того, чего хочет Бог.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию
Ибо все, то есть то, что совершено, - ради (вас, т.е.) язычников совершено, дабы вместо благодати, бывшей в одном народе и прославлявшейся от одного народа, - благодать, умножившись, по причине благодарения многих, увеличилась во славу Божию.
Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.
Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию
См. Толкование на 2 Кор. 4:14
Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию
Никого не захотел Бог отлучить от дара Своего; и поскольку не все воспринимают слово веры, апостол, зная волю Божию, не испугался претерпеть преследования и опасности, но всем верно проповедует, дабы еще большее множество человеков могло уверовать.
На Послания к Коринфянам.
Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию
Сказал Апостол выше: смерть действует в нас, а жизнь в вас. И ниже говорит: Бог воскресит и нас, и поставит пред Собою с вами. Теперь присовокупляет причину, почему это так, что Апостолы или проповедники Евангелия Христова поставляются служителями для верующих. Апостол говорит: ибо все для вас. В этом же втором послании к Коринфянам Павел пишет: мы рабы ваши для Иисуса (1 Кор. 4:5). В первом послании к Тимофею пишет: Вся терплю избранных ради, да и тии спасение улучат еже о Христе Иисусе, со славою вечною (2 Тим. 2:10).
Все для вас. Все наше служение, говорит, все скорби, все болезни, все бедствия и страдания, все опасности, которым подвергались и подвергаемся мы, проповедники Евангелия, все это для вас, для вашего спасения чрез веру в Иисуса Христа. Все для вас. Может быть, и здесь эти слова имеют более обширный смысл, подобно тому, как писал Павел в первом послании: Вся ваша суть. Аще Павел или Аполлос, или Кифа, или мир, или живот, или смерть, или настоящая, или будущая: вся ваша суть. Вы же Христовы, Христос же Божий (1 Кор. 3:21-23). Все домостроительство спасения, которого мы служители для вас, верующих в Иисуса Христа и для всех призываемых к сей вере, т.е. для всех племен и народов, для всех людей.
Дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божью. Чтобы обилие благодати, раскрывшейся в Божеском попечении о спасении людей чрез единородного Сына Божия, пострадавшего, умершего и воскресшего, также чрез избранных Апостолов Христовых, которые, проповедуя Евангелие, столько терпели и подвергались стольким опасностям, распространилось на возможно большее число людей, и чтобы таким образом тем более умножалась или распространялась между многими верующими во Христа благодарность во славу Божью, то есть чтобы тем более достигалась высшая цель домостроительства Божия – чтобы люди, обновленные благодатью, обращались к Богу, как дети к Отцу, и питали чувства любви и признательности, прославляя всесвятое имя единого Триипостасного Бога.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию
Если в настоящее время внешнее состояние Апостола очень неблагоприятно, то этим Коринфяне смущаться не должны: ведь это Господь попускает для их же благополучия. Коринфяне увидят, как велика благодать Божия, проявляющаяся в делах Апостола, столь ничтожного по внешнему виду, и это побудит их с большим чувством благодарности прославлять Бога. Это замечание, однако, не стоит в прямой связи с течением мыслей, и далее Ап. снова обращается к речи о своей уверенности в будущем прославлении.
Толковая Библия.
См. также Толкование на 2 Кор. 4:13