В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи
См. Толкование на Деян. 20:1
Ст. 7-8 Во едину же от суббот, собравшымся учеником преломити хлеб, Павел беседоваше к ним, хотя изыти наутрии, простре же слово до полунощи. Бяху же свещы многи в горнице, идеже бехом собрани
Во едину же от суббот. Тогда был праздник пятьдесятницы и день воскресный. До полунощи. И ночью не успокаивался Павел, но беседовал тогда более, так как было досужное время. Посмотри, как долго говорил он даже после ужина.
Толкование на Деяния святых Апостолов.
Ст. 7-8 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников
Здесь мы можем говорить иносказательно, ибо горница — это вершина духовных благодатных даров; ночь — затемненность Писания; множество светильников — объяснение тайных слов; день Господень — воспоминание о воскресении Господа или воскресении нас самих. Этот текст служит также напоминанием духовному учителю, чтобы он, поощренный сладостью воскресения и радостями будущей жизни, когда призывает своих слушателей к высшим добродетелям и в продолжительной беседе затрагивает некие тайны Писаний, то потом просвещал бы лампадой понятного изложения неразумных слушателей, как поступал и апостол, говоря: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной (Гал. 4:22), далее объясняя: Это два завета (Гал. 4:24), и проч.
Изложение Деяний Апостолов.
В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи
В первый день недели, — т. е. первый по субботе — наше воскресенье, в глубокое утро которого воскрес Господь (Мф. 28:1 и паралл.).
Когда ученики, — т. е. троадские христиане, собрались для преломления хлеба. Хотя св. Златоуст считает упоминаемое здесь преломление хлеба простой трапезой, однако, другие полагают, что это было Богослужебное собрание, в котором совершалось установленное Господом в Его воспоминание таинство евхаристии, после чего бывали известные вечери любви (см. 2:42, 46). Что именно в первый день недели (т. е. воскресенье) совершалось это Богослужебное действие в Церкви апостольской (и после), видно отчасти из данного места Деяний, отчасти из послания Павла 1 Кор. 16:2, а главным образом из постоянного предания Церковного (ср. также Откр. 1:10).
Продолжил слово до полуночи. Причина такой продолжительности собрания указывается в спешности Павла, в намерении отправиться в дальнейший путь на другой же день. Это была беседа любящего и любимого отца и учителя с любящими и любимыми чадами и учениками при расставании навсегда (ср. 25 ст.). Ни учителю, ни ученикам, очевидно, не хотелось прерывать этой беседы, затянувшейся после полуночи до рассвета, после случая с Евтихом и совершения евхаристии (ст. 11).
Толковая Библия.