и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему
См. Толкование на Евр. 6:4
и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему
Сказано: «распинающие Сына Божия и обличающие» (Евр. 6:6). Распинают же Его еретики, не только решающиеся перекрещивать, но и отваживающиеся говорить, будто бы Христос распнется некогда и за демонов.
Письма на разные темы. Епископу Кирину.
И отпадших, опять обновлять покаянием
То есть чрез покаяние. Что это? Неужели отвергается покаяние? Да не будет. Но - обновление чрез вторичное крещение. Ибо обновление есть действие одного крещения, как и пророк говорит: обновляется, подобно орлу, юность твоя (Пс. 102:5); действие же покаяния состоит в том, что оно освобождает от ветхости и делает сильными. Но в прежнюю светлость возвести не может. Ибо в крещении все было делом благодати. Посему покаянием, говорит, - именно, крещением. Ибо сначала всякий раскаивается в прежней жизни, потом крестится, как и сам он выше сказал: обращение от мертвых дел. И из последующего ясно, что он отрицает вторичное крещение.
Когда они снова распинают в себе Сына Божия
Крещение есть крест. Ветхий наш человек распят с Ним, и мы соединены с Ним подобием смерти Его. И еще: мы погреблисъ с Ним крещением. Ибо как Христос умер на кресте плотью, так мы в крещении умираем для греха. Поэтому, кто вторично крестится, тот распинает вторично Христа, насколько это в его власти. Но это нелепо. Ибо Он однажды умер и воскрес, и смерть уже не имеет над Ним власти (см. Рим. 6:4-9). Итак, нет вторичного крещения, так как нет и вторичного креста. Что же препятствует, чтобы было и третье, и четвертое, и так до бесконечности? Не просто сказал: снова распинают и остановился; но еще прибавил: в себе, чтобы показать, что мы, проводя беспечно свою жизнь в предположении, будто существует другое крещение, совершаем все так, как бы сами поддерживали в себе дурное мнение.
И ругаются Ему
То есть торжествуют, позорят. Понимать это можно двояко; или так, что те, которые распяли Господа, измыслили тогда для позора Его такой род смерти, очевидно, проклятый и позорный, и определенный для злодеев: или так, что Христос, будучи однажды распят, в последующее время исповедуется бессмертным. Поэтому тот, кто распинает Его во второй раз, делает это исповедание ложным, что приносит бесчестие Христу, однажды только вкусившему смерть, а потом уже бессмертному. Таким образом, двумя способами подтверждается невозможность этого дела: во-первых, тем, что кто был удостоен таких благ и все растратил, тот уже недостоин снова наслаждаться теми же самыми благами, во-вторых, и еще более, тем, что невозможно, чтобы Сын Божий снова был распят.
и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему
См. Толкование на Евр. 6:4
и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему
«Отпадших…», что всегда соединяется с ожесточением против Христа и Его Церкви (ср. Евр. 10:29), делая это отпадение хулою на Духа Святого, которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12:31), потому что для людей такого рода невозможно исправление.
Толковая Библия.