Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица
Почему, говорит, ты много думаешь? Или почему другой презирает тебя? Разве все мы, большие и малые, не одно тело? Когда по существу мы одно и члены друг друга, то что ты безумно гордишься, что стыдишься брата? Как он - твой член, так и ты - его, и поэтому большая равночестность.
Фрагменты.
Братие моя, не на лица зряще имейте веру Господа нашего Иисуса Христа славы [24]
Во множестве мест Божественного Писания, толкует святой Митрофан, осуждается лицеприятие, как великое преступление. «Да не приимеши лица нищаго, ниже почудишися лицу могущаго» говорит Моисей (Лев. 19:15). И ещё «да не познаете лица в суде… и не устыдишися лица человеча» (Втор. 1:17); и «не на лица зрит Бог» по Верховному Петру (Деян. 10:34), «обиновения лица несть у Него» по Павлу (Еф. 6:9).
Итак, как Господь Иисус Христос нелицеприятен, и как Бог, и как человек, «не по славе судити имать, ниже по глаголанию обличит, но судит правдою смиренному суд и обличит правостию смиренныя земли» (Ис. 11:3-4), так и Иудеев уча, Он говорил «не судите на лица (т.е. по личности и лицеприятию), но праведный суд судите» (Ин. 7:24).
Поскольку, говорю, Владыка Христос нелицеприятен, так и всякий искренне уверовавший в Него, если окажется в положении судить других, по необходимости должен осуществлять нелицеприемный суд и не давать никакого предпочтения превосходящим честью и достоинством, или хвалящимся знатностью рода, или гордящимся имениями и стяжаниями. Поэтому-то и заповедует здесь брат Божий, чтобы Христиане имели веру во Христа без предпочтения лиц, поскольку если кто делает какое-то дело с предпочтением лица и одного предпочитает, другим же пренебрегает, таковой тяжко согрешает и становится повинен осуждению, потому что бесчестит однородного ему брата. И прежде брата бесчестит самого себя, потому что бесчестие подобных нам по природе людей восходит к нам же самим, когда мы его творим, и более того, к Самому Христу восходит бесчестие наших братьев, поскольку Он Сам их воспринимая, говорит «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25:40).
[24] Отмечаем что, Иисусом Христом славы, т.е. Божества, называет здесь Господа, как и Богослов Григорий тот же смысл имеет в виду, в апостольском изречении «Отец славы» (Еф. 1:17), также и Феофилакт в том же толковании. Когда же на вопрос Господа апостолам «вы же кого Мя глаголете быти?», Пётр ответил «Христа Божия» (Лк. 9:20), то здесь надо понимать Христа славы, а не славного или прославленного Христа. Митрофан же Смирнский говорит, что брат Божий здесь, в изречении «Господа нашего Иисуса Христа славы», даёт превосходный образ равенства, как и Павел сказал «аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» (1 Кор. 2:8). Это изречение приводит и святой Кирилл Александрийский говоря: «находим же и сих святых, Сына называющими славой Бога и Отца, хоть и ставши Человеком. Иаков же не быв в числе учеников Его говорит: «Братие моя, не на лица зряще имейте веру Господа нашего Иисуса Христа славы», так по слову сего святого отца, подобает иметь послушание Отцу, которого не видим, через Господа нашего Иисуса Христа, который есть слава Отца.
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Братие моя, не на лица зряще имейте веру Господа нашего Иисуса Христа славы
Кто делает что-нибудь с лицеприятием, тот навлекает на себя большой позор как не уважающий однородного и прежде него самого себя, потому что обхождение с подобным препосылается и к самому делающему.
Толкование на соборное послание апостола Иакова.
Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица
Иаков показывает здесь, что адресаты его письма исполнены верой в Евангелие, но при этом пусты в том, что касается дел.
О семи Кафолических посланиях.
Этот [стих] показывает, что те, кому писал апостол, хотя изобиловали евангельской верой, были, однако, лишены [добрых] дел. Ранее апостол учил их тому, что следует исполнять заповеди Господа о милостыне бедным, поскольку видел, что они поступают наоборот: что следовало делать для бедных, ради вечной награды, то они предпочитали делать для богатых, ради земной выгоды. Поэтому апостол обличает их заслуженно. К тому же, в этом начальном стихе апостол не случайно называет Иисуса Христа нашим Господом славы, чтобы мы помнили: следует больше подчиняться повелениям Того, Кто, будучи сиянием славы (Евр. 1:3), награждает вечной славой за всё, что делается для бедных из любви к Нему, чем угождать людям какого угодно высокого положения, о которых вообще сказано, что всякая плоть – трава, а всякая слава её – как цвет на траве (на траве полевой – Vlg.) (Ис. 40:6).
Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.
Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица
Делающий что-либо, взирая на лица, исполнит себя всяческой грязи и скверны: обесчестив ближнего, он через то обесчестит и себя. Ведь если кто-то совершает что-либо по отношению к подобному, его деяние обращается на него самого.
Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.
Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица
Апостол только что (1:27) указал, что истинное благочестие более всего выражается в благотворительной, деятельной любви к несчастным. Теперь (2:1) он первооснову и источник этой добродетели указывает в правой вере в Господа Иисуса Христа, Которого он здесь именует Господом славы, с целью, быть может, поднять благоговейное настроение читателей послания, а вместе показать всю несообразность того лицеприятного предпочтения богатых бедным пред лицом Господа и славы, которое Апостол сейчас же (ст. 1) называет, а далее (ст. 2 сл.) обличает: «кто делает что-нибудь с лицеприятием, тот бесчестит самого себя, так как показывает неуважение к сроднику своему и, прежде всего, неуважение к самому себе, потому что свойство действий в отношении к подобному себе переходит и на самого действующего» (блаж. Феофил.).
Толковая Библия.