благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете
См. Толкование на Кол. 1:9
Ст. 12-13 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего
Ибо Сам, связав сильного [т.е. сатану], расхитил его сосуды, то есть нас, которых сильный употреблял на всякое лукавое действие, и Сам соделал нас сосудами, благопотребными Владыке, через уготовление того, что зависит от нас, на всякое доброе дело (2 Тим 2:21). Так, обретя через Него приведение к Отцу, мы были перенесены от власти тьмы к участию в наследии святых во свете.
О Святом Духе.
благодаряще Бога и Отца, призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете
Благодаряще. Если соединим это слово с: не престаем (1, 9), − выйдет: не престаем благодаряще − непрестанно благодарим. Так святой Златоуст: «последовательность мыслей у Апостола такова: мы не престаем молиться о вас и благодарить Бога за прежнее. Видишь ли, как вступает он в слово о Сыне?» Святой Златоуст полагает, что здесь началось слово о домостроительстве спасения. Так и другие наши толковники. Блаженный Феодорит пишет: «песнословим человеколюбивого Владыку, что нас, недостойных, соделал причастниками света святых. Благодарением Апостол показует неизреченность Божия человеколюбия и величие Божия о нас домостроительства». Так и блаженный Феофилакт: «сказавши: молюсь, да дарует вам Бог такие и такие блага, теперь говорит: благодарю за полученное нами прежде. Этим незаметно он вводит их в слово о Сыне».
Так будем благодаряще понимать: благодарим − и видеть здесь начало слова о домостроительстве спасения в Господе Иисусе Христе.
Прилично Апостол начинает сие слово благодарением: ибо только помысли о безнадежности нашего положения, и противопоставь ему, в какое благобытие и какую славу возведены мы, ничего не чаявшие и ничего не достойные, и каким дивным притом домостроительством, и прими все это в чувство; то не найти тебе слов для выражения своих благодарных чувств: будешь только взывать: «слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже!» Если б от зол только были мы избавлены, и каким-либо служебным духом; и то было бы величайшее благо. А то Сын Божий нисходит, принимает на Себя бедное естество наше и, проведши чрез искупительные страдания и смерть и воскресивши, посаждает одесную Бога и Отца; за тем последовала благодать Святаго Духа, которая всех верующих делает сынами и дщерями Богу с обетованием, что и они все будут там же, идеже есть Христос одесную Бога седя (см.: Ин. 12, 26; ср.: Кол. 3, 1). Кто найдет достаточно слов, чтобы достойно, не в меру блага, а в меру чувства, возблагодарить премилосердого Бога нашего?
Благодарим, говорит, Бога и Отца. Домостроительство спасения совершено Отцом чрез Сына во Святом Духе; спасение каждого, по сему домостроительству, совершается Отцом в Сыне чрез Святаго Духа. Чего же ради благодарим только Бога и Отца? Лжеучители, соблазнявшие колоссян, исходным пунктом лжеучения имели, вероятно, положение, что Бог совершенно отделен от твари. Тварь, говорили, не может сносить действия Бога. Почему от Бога изошло множество посредствующих сил − духов, которые, все ниже и ниже нисходя, явились наконец такими, что и с тварями могли входить в сношение, творить их и поддерживать. В числе сих сил, по-ихнему, был и Сын, и Иисус, и Христос. Чтоб показать, что исходный пункт лжеучителей ложен, Апостол обращается с благодарением к Богу Отцу, внушая тем, что Бог Отец не только не отделен от нас, напротив, Он призвал нас, избавил нас от власти темныя и преставил в Царство Сына. О Сыне же вслед за сим скажет, что Он не только не есть из числа сотворенных сил, а напротив, есть Творец всех их, Сам пребывая едино с Отцом.
Благодарит Бога и Отца, призвавшего нас. Заметим о чтении: по-славянски стоит: вас; но святой Златоуст, Феодорит, Экумений и почти все другие читают: нас. Также все наши, и другие все, читают не: призвавшаго, καλεσαντι, − а: ικανωσαντι, − удовлившего, <то есть> признавшего нас гожими или сделавшего способными. Весьма немногие читают оба слова. Будем читать: удовлившаго нас. Святой Златоуст такое делает наведение при сем слове: «таково, говорит, дарованное, что оно не только дано, но и сделало нас сильными для причастия дарованного (или, как Феофилакт: «что оно не только сделало нас богатыми, но и дало нам способность и силу явиться достойно получившими его»)». И так слово: удовлившаго, ικανωσαντι, − сделавшего нас способными, имеет здесь важное значение. Пусть бы, например, царь небольших дарований человеку поручил какое-либо начальствование; но достоинство он дал, а способности вести дело начальствования он не мог дать. Оттого такому человеку честь обращается в посмешище. Но если бы он и достоинство дал ему, и сделал его способным занять почетное место и годным к управлению; тогда это была бы настоящая честь. То же самое говорится и здесь, − что Бог не только даровал нам честь, но и сделал нас сильными к принятию ее; ибо сугубая честь − дать и приготовить в человеке способность для принятия дара.
Сказавши это, Апостол показывает далее, какой чести мы сподобились и чрез что сделались способными к ней, говоря: в причастие наследия святых во свете. Причастие наследия святых − честь, а как сделались мы к ней гожими, показывает слово: во свете. Что есть наследие святых? Царство Христово, Царство благодати, вводящее и в Царство славы. В следующем же стихе говорится, что Бог преставил нас в Царство Сына любве Своея. В прощальной речи к ефесеям Апостол говорил: ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех (Деян. 20, 32). Здесь будто более видится Царство Небесное. В речи своей к Агриппе, Апостол о том, к чему призвал его Господь, так говорит словами Самого Господа: отверсти очи их (языков), да обратятся от тмы в свет и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых, верою, яже в Мя (ср : Деян. 26, 18). Здесь же видится более Царство благодати. Оба Царства неразделимы Царство Христово есть единое Царство.
В сем-то Царстве иметь часть сделал способными Бог и Отец. Удовлившаго нас в причастие, εις την μεριδα − сделавшего нас гожими иметь часть или вступить в причастие. В отношении к Царству славы приличнее сказать: иметь часть, то есть каждому свою, а в отношении к Царству благодати приличнее сказать: вступить в причастие, ибо хотя и здесь каждый свою имеет часть, противу силы своей, но это не видно; видно же, что всякий вступающий в него имеет все потребное, не менее всех других. В отношении к тому говорится: обители многи суть (Ин. 14, 2), а в отношении к этому: несть иудей, ни еллин, ни мужеский пол, ни женский (ср.: Гал. 3, 28).
Как сделались мы гожими вступить в Царство Христово, показывает слово: во свете, − под коим разумеется свет ведения, чрез благовестие сообщаемый и приемлемый верою и тьму неведения разгоняющий, − и свет благодати, чрез таинства подаемый и силою возрождения тьму греховную прогоняющий. Истина в слове Божием и благодать в таинствах − две спасительные силы, действующие на земле в Церкви для верующих, а вне ее для неверующих. Некоторые во свете относят к наследию будущему, в том значении, что оно будет светло. Но лучше относить к: удовлившаго, − как способ; силу же света можно простирать и до будущего Царства − здесь − свет, а там свет светлее; но тот и другой главным образом духовный, состоящий в ведении и святости от преисполнения благодатию Духа. Внешний же свет будет только отражением сего. Блаженный Феофилакт пишет: «во свете, и будущем и настоящем: ибо и ныне просветил нас Бог, открыв нам такие таинства, и в будущем подаст нам еще обильнейший и дивнейший свет».
Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.
благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете
С радостию благодарите в тот день Отца, Который достойными вас соделал к участию в наследии, очевидно в царстве небесном, которое проповедано святым, в мире света.
Толкование на послание к Колоссянам.
Ст. 12-13 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего
Почему апостол говорит: благодаря Отца, делающего нас достойными участия в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, если не Он освобождает нашу волю, а она сама себя освобождает?
Послания.
Сетования в Псалтири в высшей степени справедливы: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе мать моя во чреве своем взрастила меня (Пс 50:7). Равным образом эти слова Писания означают, что никто не чист пред Богом, ни даже младенец, жизнь которого на земле насчитывает лишь один день. Таковые, стало быть, составляют исключение, о чьем чине и чьей заслуге в том грядущем наследии святых, которое обетовано, желать узнать больше есть превышение человеческой меры.
…Вот почему может случиться, что некто принимает крещение Христово, но не обретает веру или любовь Христову; имеет таинство (sacramentum) святости, но не причисляется к наследию святых. И, что касается только таинства (sacramentum) самого по себе, не имеет значения, если кто принимает крещение Христово там, где нет единства во Христе.
Проповеди.
благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете
См. Толкование на Кол. 1:11
благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете
Собирается около нас многочисленная публика, она хочет быть свидетелем нашего подвига, когда нас призывают к мученичеству. Подобное происходит при состязании между собой лишь весьма знаменитых атлетов, потому что на зрелище борьбы их собираются тогда массы народа… Весь мир, следовательно, все добрые и злые ангелы и все люди − как те, которые держат сторону Бога, так и на другой стороне (при языческих идолах) стоящие − услышат, когда мы примем на себя борьбу за христианство. И тогда ангелы на небесах или возрадуются о нас и рукоплескать будут (Пс 97:8)… или же… будут радоваться подземные силы, приветствующие радостью все злое.
Увещание к мученичеству.
благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете
Хотя как в Ветхом, так и в Новом Завете есть много свидетельств о различии в участи людей, никто не дерзает по этой причине отрицать, что в участи человека Бог являет то, что преданные сердца испрашивают у Него в смиренной молитве.
Изъяснение Псалмов.
благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете
Стих этот и последующие стоит в зависимости от слов 9-го стиха: «не перестаем молиться». Ап. вместе с молитвою о Колоссянах соединяет благодарность Богу и Отцу. − Призвавшего − точнее: сделавшего способными, годными (ἱκανώσαντι). − Нас − вообще христиан. − К участию точнее: к части (εἰς τ. μερίδα). Каждому христианину предлежит получить свою особую часть блаженства в царстве славы или общего наследия (τοῦ κλήρου). − Святых − христиан вообще. − Во свете, − т. е. осиянных светом Христовым.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Кол. 1:3