• Ветхий завет
    • Бытие
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
    • Исход
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
    • Левит
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
    • Числа
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
    • Второзаконие
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
    • Иисус Навин
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
    • Судьи
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
    • Руфь
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • 1-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
    • 2-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
    • 3-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
    • 4-я Царств
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
    • 1-я Паралипоменон
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
    • 2-я Паралипоменон
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
    • Ездра
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
    • Неемия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
    • 2-я Ездры
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
    • Товит
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Иудифь
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • Есфирь
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
    • Притчи
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
    • Екклесиаст
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
    • Песня Песней
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
    • Премудрость Соломона
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
    • Сирах
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
      • Глава 51
    • Иов
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
    • Исаия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
      • Глава 51
      • Глава 52
      • Глава 53
      • Глава 54
      • Глава 55
      • Глава 56
      • Глава 57
      • Глава 58
      • Глава 59
      • Глава 60
      • Глава 61
      • Глава 62
      • Глава 63
      • Глава 64
      • Глава 65
      • Глава 66
    • Иеремия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
      • Глава 49
      • Глава 50
      • Глава 51
      • Глава 52
    • Плач Иеремии
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • Послание Иеремии
      • Глава 1
    • Варух
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • Иезекииль
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
      • Глава 29
      • Глава 30
      • Глава 31
      • Глава 32
      • Глава 33
      • Глава 34
      • Глава 35
      • Глава 36
      • Глава 37
      • Глава 38
      • Глава 39
      • Глава 40
      • Глава 41
      • Глава 42
      • Глава 43
      • Глава 44
      • Глава 45
      • Глава 46
      • Глава 47
      • Глава 48
    • Даниил
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Осия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Иоиль
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Амос
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
    • Авдий
      • Глава 1
    • Иона
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • Михей
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
    • Наум
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Аввакум
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Софония
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • Аггей
      • Глава 1
      • Глава 2
    • Захария
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
    • Малахия
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • 1-я Маккавейская
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • 2-я Маккавейская
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
    • 3-я Маккавейская
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
    • 3-я Ездры
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • Псалтирь
      • 1—10
        • Псалом 1
        • Псалом 2
        • Псалом 3
        • Псалом 4
        • Псалом 5
        • Псалом 6
        • Псалом 7
        • Псалом 8
        • Псалом 9
        • Псалом 10
      • 11—20
        • Псалом 11
        • Псалом 12
        • Псалом 13
        • Псалом 14
        • Псалом 15
        • Псалом 16
        • Псалом 17
        • Псалом 18
        • Псалом 19
        • Псалом 20
      • 21—30
        • Псалом 21
        • Псалом 22
        • Псалом 23
        • Псалом 24
        • Псалом 25
        • Псалом 26
        • Псалом 27
        • Псалом 28
        • Псалом 29
        • Псалом 30
      • 31—40
        • Псалом 31
        • Псалом 32
        • Псалом 33
        • Псалом 34
        • Псалом 35
        • Псалом 36
        • Псалом 37
        • Псалом 38
        • Псалом 39
        • Псалом 40
      • 41—50
        • Псалом 41
        • Псалом 42
        • Псалом 43
        • Псалом 44
        • Псалом 45
        • Псалом 46
        • Псалом 47
        • Псалом 48
        • Псалом 49
        • Псалом 50
      • 51—60
        • Псалом 51
        • Псалом 52
        • Псалом 53
        • Псалом 54
        • Псалом 55
        • Псалом 56
        • Псалом 57
        • Псалом 58
        • Псалом 59
        • Псалом 60
      • 61—70
        • Псалом 61
        • Псалом 62
        • Псалом 63
        • Псалом 64
        • Псалом 65
        • Псалом 66
        • Псалом 67
        • Псалом 68
        • Псалом 69
        • Псалом 70
      • 71—80
        • Псалом 71
        • Псалом 72
        • Псалом 73
        • Псалом 74
        • Псалом 75
        • Псалом 76
        • Псалом 77
        • Псалом 78
        • Псалом 79
        • Псалом 80
      • 81—90
        • Псалом 81
        • Псалом 82
        • Псалом 83
        • Псалом 84
        • Псалом 85
        • Псалом 86
        • Псалом 87
        • Псалом 88
        • Псалом 89
        • Псалом 90
      • 91—100
        • Псалом 91
        • Псалом 92
        • Псалом 93
        • Псалом 94
        • Псалом 95
        • Псалом 96
        • Псалом 97
        • Псалом 98
        • Псалом 99
        • Псалом 100
      • 101—110
        • Псалом 101
        • Псалом 102
        • Псалом 103
        • Псалом 104
        • Псалом 105
        • Псалом 106
        • Псалом 107
        • Псалом 108
        • Псалом 109
        • Псалом 110
      • 111—120
        • Псалом 111
        • Псалом 112
        • Псалом 113
        • Псалом 114
        • Псалом 115
        • Псалом 116
        • Псалом 117
        • Псалом 118
        • Псалом 119
        • Псалом 120
      • 121—130
        • Псалом 121
        • Псалом 122
        • Псалом 123
        • Псалом 124
        • Псалом 125
        • Псалом 126
        • Псалом 127
        • Псалом 128
        • Псалом 129
        • Псалом 130
      • 131—140
        • Псалом 131
        • Псалом 132
        • Псалом 133
        • Псалом 134
        • Псалом 135
        • Псалом 136
        • Псалом 137
        • Псалом 138
        • Псалом 139
        • Псалом 140
      • 141—151
        • Псалом 141
        • Псалом 142
        • Псалом 143
        • Псалом 144
        • Псалом 145
        • Псалом 146
        • Псалом 147
        • Псалом 148
        • Псалом 149
        • Псалом 150
        • Псалом 151
  • Новый завет
    • От Матфея
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
    • От Марка
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • От Луки
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
    • От Иоанна
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
    • Деяния
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22
      • Глава 23
      • Глава 24
      • Глава 25
      • Глава 26
      • Глава 27
      • Глава 28
    • Иакова
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 1-е Петра
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 2-е Петра
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • 1-е Иоанна
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 2-е Иоанна
    • 3-е Иоанна
    • Иуды
    • К Римлянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • 1-е Коринфянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
    • 2-е Коринфянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
    • К Галатам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
    • К Ефесянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
    • К Филиппийцам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • К Колоссянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • 1-e Солунянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
    • 2-e Солунянам
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • 1-e Тимофею
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
    • 2-e Тимофею
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
    • К Титу
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
    • К Филимону
    • К Евреям
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
    • Откровение
      • Глава 1
      • Глава 2
      • Глава 3
      • Глава 4
      • Глава 5
      • Глава 6
      • Глава 7
      • Глава 8
      • Глава 9
      • Глава 10
      • Глава 11
      • Глава 12
      • Глава 13
      • Глава 14
      • Глава 15
      • Глава 16
      • Глава 17
      • Глава 18
      • Глава 19
      • Глава 20
      • Глава 21
      • Глава 22

Инструменты пользователя

  • Войти
Помочь проекту ×

Толкования Священного Писания

Содержание

  • Толкования на Кол. 2:23
    • Свт. Иоанн Златоуст
    • Свт. Климент Александрийский
    • Свт. Феофан Затворник
    • Прп. Ефрем Сирин
    • Блаж. Феодорит Кирский
    • Блаж. Феофилакт Болгарский
    • Лопухин А.П.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Толкования на Кол. 2:23

Свт. Иоанн Златоуст

это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти

«Вид, – говорит, а не силу, следовательно не истину. Потому будем отвращаться того, кто имеет «вид» премудрости. Ведь иной кажется и благочестивым, и скромным, и презирающим тело; а в самом деле он не таков. «В некотором небрежении о насыщении плоти». Бог дал (телу) честь; но они пользовались им не в честь. Таким образом, когда было определение (Божье), он умел назвать честью. Они, говорит, бесчестят плоть, лишая ее (должного), отнимая у ней силу, не позволяя ей действовать без принуждения. Бог даровал честь плоти.

Беседы на послание к Колоссянам.


Недостаточно только не вступать в брак, чтобы быть девственницей, но необходима и чистота душевная. Под чистотою же я разумею не только воздержание от порочной и постыдной похоти, украшений и рассеянности, но и свободу от житейских забот. Если же этого нет, то какая польза в чистоте телесной?

О девстве.

Свт. Климент Александрийский

это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти

См. Толкование на Кол. 2:18

Свт. Феофан Затворник

яже суть слово убо имуща премудрости в самовольней службе и смиренномудрии и непощадении тела, не в чести коей, к сытости плоти

Яже — ближайшим образом относится к непосредственно предыдущему, к урокам: не коснися (2, 21) и прочее,— по заповедем и учением человеческим. Но по содержанию текста видно, что Апостол имел при сем в виду все сказанное о заблуждениях лжеучителей со стиха 16. Потому текст этот можно считать заключительным для всего последнего отделения (см. стихи 16 — 22).

слово убo имуща премудрости

Мудрователи те так умели представлять свое мудрование, что оно казалось очень премудрым, поддерживая такое о нем мнение и своею смиренною и строгою внешностию. Апостол говорит: все это только на вид премудро. Что же оно в действительности есть, того он не досказывает, потому что после сего слова и само собою ясно, что оно есть. Святой Златоуст говорит: «слово (имуща премудрости), а не силу, следовательно, не истину. Посему будем отвращаться того, кто имеет только слово премудрости. Ибо иной кажется и благочестивым, и скромным, и презирающим тело; а на самом деле он не таков». Берем и из Феодорита некоторые слова: «Апостол указал на имеющих наружность, а не действительность, которые обольщают пышностию слов». Приложим одно и из Экумения: «только вид премудрости имеют, а не дела или, лучше, имеют одно голое (бессодержательное, пустое), но вкрадчивое слово».

Если действительно эти мудрецы так объясняли все сущее, как потом делали гностики; то призрачная мудрость есть самое подходящее титло для их мудрования. Представляли они себя ходящими по поднебесью и рассказывали, будто очевидцы, как все происходило, построевая лествицу духовных сил, одни из других вырождающихся и все ближе и ближе подходящих к земным тварям. В воображении слушавших рисовалась привлекательная картина и могла увлекать, если кто не станет допрашивать почему и как. Так и ныне рассказ о самообразовании мира из туманных пятен рисует в воображении очень размашистую картину, представляющую будто нечто величественное, и увлекает; но прочного ничего под собою не имеет, и тотчас лопается сей мыльный пузырь, как только кто станет допрашивать почему и как. Колосские мудрователи из духовного мира исходили, а наши из вещественного. Но дух учения и там и здесь — один, и цена ему одна — мыльный пузырь.

Самовольная служба, смиренномудрие и непощадение тела составляли внешнюю практическую сторону мудрования. Мудрователи, как видится, сами так действовали и тем придавали призрачный вид премудрости своему мудрованию, который порождал изумление и привлекал.

В самовольней службе, εν εθελοθρησκια, — в вольной службе. Служба — образ внешнего богопочтения. Построили те мудрецы свою веру и для нее придумали особый чин богослужения. Самовольным он назван, может быть, потому, что не сообразовался ни с какими из тогда известных; следовательно, ни с иудейским. Или: не потому ли он назван εθελοθρησκια, что они оставляли всякому на свободу внешно чтить Бога, как кому угодно, не установляя одного обязательного для всех чина богослужения. То и другое могло привлекать: то — новостию и какою-нибудь показностию, а это — льготою, до которой есть ли кто неохочий? У наших хлыстов своя бывает служба. Они и в церковь ходят, но своя служба им слаще, хотя она составлена очень уродливо. Нравится потому, что самовольная. То же начинает заводиться и у спиритов. Иные из них свои сеансы и обращают в нечто богослужебное, только не к Богу относятся, а к духам (прямее — к бесам). Подобное могло быть и у тех мудрецов и учеников их.

в смиренномудрии

Выше изволенное смиренномудрие (стих 18) можно было объяснять, как исходный пункт всего мудрования: куда нам с Богом иметь общение,— хотя бы с Ангелами. А здесь очевидно указывается на внешний вид, как держали себя мудрецы и как держать себя обязывали учеников своих. Рубищная одежда, тихая речь, потупленный взор, всклокоченные волосы — вот и смиренномудрие! Дервиши турецкие таковы. Как это ни малозначительно, но всегда привлекало и привлекает, и не одних простых. Как-то трудно освободиться от мысли, что такого рода люди особого, некоего высшего, суть духа. Отсюда почет им и послушание.

в непощадении тела

Плохое питание тела тоже есть непощадение его; но слово Апостола выражает при сем и нечто большее. Может быть, они и истязали себя как-нибудь. Бичевальщики всегда бывали. И теперь они есть: и в просвещенной Европе, и среди грубых турок, и у нас между хлыстами. Само по себе непощадение тела в благоразумной мере и со святыми целями не укорно, а похвально. И иже Христовы суть, плоть распяша (Гал. 5, 24). Если Апостол с укором относится о нем здесь, то, конечно, потому, что оно, кроме уродливого вида, в каком являлось, и по направлению и духу своему было дурно и было смешано с какими-либо суевериями. И манихеи не благоволили к телу; но потому, что считали его произведением не Божиим и в самой природе его видели зло. Непощадение тела, в этом и подобном этому духе, не может быть щадимо.

не в чести коей, к сытости плоти

Что значат сии слова в настоящем месте, трудно определить. Думается, что, как Апостол проясняет здесь, чем мудрецы прельщали и порождали мысль о высокой своей мудрости; то и эти слова к тому же надобно отнесть. Привлекали они самовольною службою, смиренничанием и непощадением тела. Апостол прибавляет к сему: и это все тем больше могло прельщать, что они не искали чести, чтоб почет обратить в средство пространно питаться. Ибо сытость, πλεσμονη, — означает не простое удовлетворение плоти пищею, а пространное — пресыщение. Пиша к коринфянам, Апостол указывал в некоторых учителях подобные виды (см.: 2 Кор. 11, 20). Но у этих, говорит, нет этого; почему они могли тем легче прельщать. Не в чести — не являлись они в возбуждающей почет представительности, но выступали смиренниками; так и всегда держали себя, не смущаясь непочетом. В самом деле они походили будто на истинных Апостолов. К сытости, προς πλεσμονην,— указывает на цель тех, кои почета ищут. У них, говорит, этого нет.

Возможна при сем и другая мысль. Они не щадят тела и не отдают ему чести, должной ему по естеству, не оказывают попечения о его содержании и удовлетворении естественных его потребностей. Бог, создав тело, не врага приставил к душе, а сотрудника и содействователя; а они обходятся с ним, будто с врагом, истязуют, не питают. Эту мысль проводят наши толковники. Святой Златоуст говорит: «Бог дал телу честь; но они пользовались им не в честь. Они, говорит, бесчестят плоть, лишая ее (должного), отнимая у нее силу». То же пишет и Экумений: «Бог, почтив человека, руками Своими создал тело его и даровал ему потребную пищу; а они не смотрели на данные яства, как на честные, а будто на вредные, которых должно избегать». Вот и слова блаженного Феофилакта: «Бог почтил тело и дал яства, чтоб, питаясь ими, плоть могла существовать. А они не в чести держат тело, а лишают его должного». К сытости плоти — будет при сем толковании означать: к насыщению плоти, — не имеют должного попечения о теле, чтоб удовлетворить его потребности.

Есть и иное толкование, по коему не в чести противополагается словам: слово имуща премудрости. Их учение только вид имеет премудрости, молву только порождает, будто они премудры, а в самом деле оно не к чести их служит; не чести, а порицания они достойны за такое учение. А: к сытости плоти — при этом дается такой смысл: плоть берется как живущий в нас грех, поврежденная природа, похоть, самость. Не служит к чести их учение; оно только удовлетворяет и с избытком насыщает их самость, сию греховную питает немощь. Как далеко и как нескладно такое толкование, очевидно само собою.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Прп. Ефрем Сирин

это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти

Но есть в них и некая доля мудрости и суеверия, то есть: благодаря им они ведут себя мудро и смиренно, так что мудростью и смирением увлекают людей к соблюдению закона. И не щадят тела, ибо обрезывают и изнуряют тело, - при некоем небрежении к удовлетворению плоти, то есть в плотских чувствах пребывают они, пока находятся под законом, который в глазах их считает брак нечистым.

Толкование на послание к Колоссянам.

Блаж. Феодорит Кирский

«это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти

Апостол указал на имеющих наружность, а не действительность, ибо это дает разуметь выражение самовольное служение. То есть они вносят свое учение, не следуют цели закона, обольщают пышностью слов и хранение закона называют смиренномудрием, говоря, что не должно нарушать закона, данного Богом. И изнурением тела называется у апостола не безбоязненное пользование всем, а вот что - явное рабство и отнятие дарованной чести. Ибо воздерживаться от чего-либо подобает по свободному произволению не потому, что оно мерзкое, но потому, что приятное.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти

Вид мудрости имеют, а не силу и истину. Ибо тот, кто этому учит, кажется благочестивым, скромным и презирающим тело ради воздержания от пищи. Однако Бог почтил тело и дал яства, чтобы, питаясь ими, плоть могла существовать и добровольно господствовать над страстями. А они не в чести держат тело, а лишают его должного, отнимая у него власть и не позволяя ему действовать без принуждения.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти

Если об еретических догматах распространяется молва (по греч. logoV, по-русски неточно: »вид») как о премудрых правилах, вследствие того что они требуют самовольного или нового рода богопочтения (eqeloqrhskia), вследствие смирения и аскетического изнурения тела, то это вовсе не зависело от того, чтобы эти правила имели действительное достоинство (ouk en timh tini - по-русски неправильно: «в некотором небрежении»). Можно даже сказать, что эти правила приводят совершенно не к тем целям, какие указывали еретики. Последние именно утверждали, что соблюдение их правил возвысит христианина над движениями чувственно-греховной природы, а между тем на самом деле человек, исполнявший их, приходил к сытости плоти (plhsmonh t. sarkoV), т. е. к гордости, высокомерию. Плоть, или плотская сторона человека, тешилась здесь сознанием особых своих заслуг, состоявших в подавлении телесных потребностей.

Примечание. Колосские лжеучители. На основании первой и второй глав послания к Колоссянам можно составить некоторое представление о колосских лжеучителях. Мы видим, что это были люди, прибегавшие для распространения своего учения ко вкрадчивым словам и ложным умозаключениям (II:4), что они придавали своим взглядам вид некоторой философской системы (II:8). Это - относительно формы, в какую они облекали свое учение. Теперь, что касается самого содержания их учения, то здесь на первом плане стояло отрицание единственности значения в деле спасения Господа Иисуса Христа, Которого они не держались как главы (II:19). Наряду со Христом ставили ангелов, которым и учили служить как посредникам между людьми и Богом (II:18, 23). Все ангелы вместе со Христом составляли, по их воззрению, одну божественную плирому, в которой Божество Себя проявляет (ср. I:16 19)). Наконец, в отношении к морали, колосские лжеучители проповедывали своеобразный аскетизм, соединяя его с почитанием некоторых Иудейских праздников и других обрядовых постановлений Моисеева закона (II:20-23).

Откуда возникло такое направление в Колосской церкви? Ученые различно решают этот вопрос. Одни приписывают происхождение этой ереси греческой философии, другие - иудейскому влиянию (Мухин, - в частности, - видит здесь влияние ессейства) иные наконец (Дибелиус) - соединенным влияниям разных религий и культов, существовавших в то время в Малой Азии и, в частности, во Фригии. На том основании, что в иудействе можно найти зачатки всех вышесказанных воззрений колосского лжеучения, следует принять как наиболее правдоподобное предположение о том, что это лжеучение было действительно иудейского происхождения. Так Апостол, говоря что философия колосских лжеучителей основывалась на предании человеческом (II:8), мог иметь в виду именно Иудейское предание или учение, которое именно у Иудеев послепленных известно было под названием Галаха (предание). Затем, только иудейским влиянием могло объясняться стремление колосских лжеучителей ввести в среду христиан обрезание (II:11) и почтение к иудейским праздникам (II:16). Наконец, и учение об ангелах как посредниках между людьми и Богом (II:18) могло опираться на воззрение Ветхого Завета, по которому ангелы стоят пред престолом Божиим и возносят Богу молитвы о людях (Дан 9:21 и др.). Точно также и воздержание от разных наиболее питательных и возбуждающих яств и питий могло иметь в своем основании то, что некоторые благочестивые Иудеи, благодаря такому воздержанию, удостаивались видеть ангелов (Дан 10:2-5), что, конечно, и составляло предмет горячих желаний колосских лжеучителей.

Таким образом можно с вероятностью заключить, что колосские лжеучители были христиане, стоявшие под влиянием позднейших иудейских воззрений и не смогшие возвыситься до правильного воззрения на Лицо и дело Господа нашего Иисуса Христа. Только не следует настаивать на том, как настаивает г. Мухин, что в основе колосского лжеучения лежали собственно ессейские воззрения: никаких данных, которые бы свидетельствовали, что ессеи избегали вкушения мяса и вина (ср. II:16) и практиковали какое то особое почитание ангелов, не имеется. Напротив, у колосских лжеучителей не было весьма существенного учения ессейства об омовениях и безбрачии.

Заметить нужно, что в отдельных своих учениях колосские лжеучители напоминают собою галатских лжебратий (ср. Гал 4:3, 9 и Кол 2:8, 20), то филиппийских иудействующих (ср. Фил. 3:2 и сл. и Кол 2:11), то, наконец, римских «немощных» (ср. Рим 14:1 и сл. и Кол 2:16, 21).

Толковая Библия.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
new/kol/02/23.txt · Последние изменения: 2016/11/23 14:49 — nina_v

Группа Вконтакте
участников проекта

© 2010–2025
Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь