что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас
См. Толкование на Лк. 1:67
что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас
См. Толкование на Лк. 1:65
Ст. 71-72 спасение от враг наших и из руки всех ненавидящих нас: сотворити милость со отцы нашими и помянути завет святый Свой
Спасение от враг. Здесь главным образом разумеются духовные враги, каковы: злой дух, грех, страсти, от которых пришел избавить верующих Иисус Христос; но разумеются и враги внешние. Сотворити (сотворит) милость со отцы (отцами) нашими. Это значит, что явление Мессии доставит радость и спасение не только современникам Его и последующим родам, но и предкам:
1) благословляя детей, Бог благословляет тем и отцов, даруя им радость видеть в их потомстве исполнение их надежд и упований, которыми они сами жили (Мих.).
2) Спаситель, совершив дело искупления, с воскресением Своим извел из ада души праотцев, живших верою в Него и ожидавших спасения от Него. Помянути (помянет) завет святый Свой. Завет, – это условие или договор Бога с человеками, по которому Бог обещается облагодетельствовать человека, под условием исполнения человеком Его воли или закона. Начался этот завет еще в раю, когда Бог обещал согрешившим людям Спасителя (Быт. 3:15); затем он был заключен с Авраамом, патриархом избранного Богом народа еврейского ((Быт. 17:4) и дал.); наконец, заключен со всем этим народом при горе Синае (Исх. гл. 19). Завет называется святым, потому что он божественный завет.
Толкование на Евангелие от Луки.
что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас
«Что спасет нас» – правильнее: «воздвиг (стих 69) спасение от врагов наших». Эти слова составляют, очевидно, приложение к словам «рог спасения» (стих 69). Они определяют, в чем именно состоит спасение, которое имел в виду Захария в выражении «рог спасения». Под врагами и ненавидящими некоторые (у нас – Богословский, с. 298) понимают демонов и человеческие страсти. Но, несомненно, Захария, живущий еще в кругу ветхозаветных представлений, подразумевал здесь угнетателей израильского народа- язычников и вообще внешних врагов (ср. Пс.17:18).