И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать
У иудеев же господствовало неверное мнение о Спасителе нашем Иисусе Христе, что Он происходил из города или селения Назарет, хотя Божественное Писание ясно называет Его вифлеемлянином; «и ты», сказано, «Вифлееме доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе мне изыдет (Старейшина), еже быти в князя во Израили, и исходи Его из начала от дней века» (Мих. 5:2). Он был только воспитан в Назарете, о чем в одном месте засвидетельствовал и Евангелист, сказав: «и прииде в Назарет, идеже бе воспитан» (Лк. 4:16). Но Он был не оттуда, но откуда – уже сказали мы, а вернее – засвидетельствовал глас пророка.
Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.
Ст. 16-21 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. Господь пожелал явить Себя израильтянам, потому что и помазан был от Бога и Отца на то, чтобы спасти живущих в поднебесной. Чудно устрояет Он это. Прежде иных Он является жителям Назарета, с которыми был воспитан, чтобы и нас научить, что нужно благотворить прежде своим и научить их, а потом изливать человеколюбие и на прочих. Когда подали Ему книгу, Он ее разгнул и нашел не то, что случайно попалось, но чего Сам желал. Ибо не думай, будто Он открыл книгу и случайно нашлось то место, в котором написано о Нем; это случилось по Его желанию. Что же было написано? «Дух Господень помазал Меня», то есть посвятил Меня, поставил Меня на благовествование «нищим», то есть язычникам, которые, не имея ни закона, ни пророков, действительно были в большой нищете. «Сокрушенные сердцем» были, быть может, израильтяне, у которых сердце сначала было велико и высоко и было домом Божиим, а впоследствии, когда они стали служить идолам и грешить разным образом, сердце их сокрушилось и расстроилось, став вместо дома Божия вертепом разбойников. Итак, Господь пришел, чтобы и их исцелить, и дать «пленным освобождение» и «слепым прозрение», язычникам и израильтянам. Ибо обе сии части были и пленными у сатаны, и слепыми. Можно разуметь это и о мертвых. Ибо и они, быв пленными, и сокрушенными, через Воскресение освободились из-под власти ада. - Проповедал «лето Господне благоприятное». Что же это за лето благоприятное? Быть может, и будущий век, о котором Господь проповедал, говоря: «и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16, 23), и опять: «наступает время, когда мертвые оживут» (Ин. 5, 25). Но приятное лето есть и время пришествия Господа во плоти. О нем Павел говорит: «теперь время благоприятное, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 2). Прочитав это, Он сказал: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами», очевидно, указывая в Себе слушателям Того, о Котором это писано.
Толкование на Евангелие от Луки.
Ст. 16-17 И прииде в Назарет, идеже бе воспитан: и вниде, по обычаю Своему, в день субботный в сонмище, и воста чести. И даша Ему книгу Исаии пророка: и разгнув книгу, обрете место, идеже бе написано
Прииде (пришел) в Назарет, идеже бе воспитан. Чит. в объясн. (Лк. 1:26 и Лк. 2:39). По обычаю (обыкновению) Своему. Из сего видно, что в день субботний в сонмище (в синагогу) И. Христос, когда жил в Назарете, до вступления Своего в дело общественного служения спасению рода человеческого, как истый Израильтянин часто ходил для молитвы и чтения Слова Божия. Какой в этом пример для нас, Его учеников, – как можно чаще посещать храм Божий для молитвы и поучения в Слове Божием!
Синагога, это – здание для религиозных собраний иудеев в городах и селениях. Для выражения веры в единство Божие, у Евреев храм был один в Иерусалиме. В синагогах собирались они по субботам и праздникам. При собраниях в синагогах читался закон, т. е. Пятокнижие Моисеево, и книги пророческие, – читалось определенное место из них. За чтением следовало объяснение прочитанного, т. е. произносилась речь по поводу чтения, – объяснение или речь произносил или начальник синагоги, или с его соизволения всякий желавший – и молитва. Касательно устройства синагоги должно заметить, что это была большею частью прямоугольная комната, и в ней кафедра или место для чтения закона. Книга закона хранилась тут же в особенном ковчеге. Против кафедры были устроены седалища для слушающих – особо для мужчин и особо для женщин. Книги тогдашнего времени имели вид свертков; это – длинные и узкие полосы или листы пергамента, исписанные с одной стороны и свивавшиеся в сверток внутрь исписанною стороною. Каждая книга составляла отдельный сверток или свиток.
Иисус Христос пришел в Назарет и вошел в синагогу уже после посещения Им многих городов Галилеи, где проповедуя совершал Он много чудес (Мф. 4:23). О чудесах Его уже было слышано и в Назарете (Лк. 4:23). Но чудесам Христовым здесь не верили, или не давали такой важности, чтобы считать их деламн Мессии. Хотелось им самим что-нибудь чудесное видеть от Него, хотя впрочем и в таком случае они неспособны были принять Его, как приняли другие. В них слишком сильны были предубеждения, посеянные долговременным пребыванием И. Христа в Назарете, в убогом виде. В таком то расположении к Себе нашел сердца своих соотечественников Господь в то время, когда явившись в Назарет, вошел в синагогу их и начал учить. Разгнув (раскрыв) книгу, обрете (нашел) место. Неизвестно, было ли это место очередным чтением в тот день, или Господь нарочито избрал его для Своей речи.
Толкование на Евангелие от Луки.
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать
«Назарет» (см. комментарии к Мф.2:23).
«Был воспитан» (см. Лк.2:51 и сл.).
«По обыкновению Своему». Во время Своей открытой деятельности Христос имел обыкновение по субботам посещать синагоги. Это замечание показывает, что описываемое дальше событие происходило в сравнительно поздний период Галилейской деятельности Христа («обыкновение» могло создаться в течение известного периода времени).
«Встал читать». Обыкновенно начальник синагоги предлагал кому-либо из известных ему лиц взять на себя чтение из Священного Писания для собравшихся в синагогу богомольцев, и тот, на приглашение начальника, вставал – прочие богомольцы сидели. Но Христос, встав Сам, выразил этим желание читать, и так как Он был достаточно известен начальнику синагоги как местный житель – о чудесах Его в Назарете евангелист Лука еще не сообщал, – то Ему и подали книгу или свиток.