Недоумение XVII. Почему Матфей [пишет], что два слепых встретили Господа при Иерихоне, Марк и Лука – что один, и о [слепых] этих, как о разных [евангелисты] повествуют (Мф. 20:30; Мк. 10:46; Лк. 18:35)?
Разъяснение см. Мф. 20:30
Ст. 35-43 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу
Во время пути Господь совершает чудо над слепым, чтобы и прохождение Его не было учением бесполезным для нас и для учеников Христовых, чтобы мы во всем, всегда и везде приносили пользу, а праздного у нас не было бы ничего. Слепец веровал, что Он (Иисус) есть ожидаемый Христос (ибо, вероятно, как воспитанный между иудеями, он знал, что Христос от семени Давидова), и кричал громким голосом: «Сын Давидов! помилуй меня». И словами «помилуй меня» выражал, что он имеет о Нем какое-то божественное понятие, а не считает просто человеком. Подивись, пожалуй, и настойчивости его исповедания, как он, несмотря на то, что многие унимали его, не молчал, а еще громче кричал; ибо горячность изнутри двигала им. Поэтому и Иисус подзывает его к Себе, как поистине достойного приблизиться к Нему, и спрашивает его: «чего ты хочешь от Меня?» Спрашивает не потому, будто бы не знает, но чтобы находящимся тут не показалось, что тот просит о том, а Он подает другое: тот, например, просит денег, а Он, желая показать Себя, исцеляет слепоту. Ибо зависть может клеветать и таким безумным образом. Поэтому Господь спросил, и когда открыл, что он желает прозреть, прозрение ему и дает. Смотри и на отсутствие гордости. «Вера твоя, - говорит, - спасла тебя», поскольку ты уверовал, что Я есмь проповедуемый оный Сын Давидов Христос, и высказал такую горячность, что не молчал, несмотря на запрещение. Из сего мы научаемся тому, что когда мы просим с верой, то не так бывает, что мы просим сего, а Господь подает иное, но именно то самое. Если же мы просим сего, а получаем иное, то явный знак, что мы просим не доброго и не с верой. «Просите, - сказано, - и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4, 3). Примечай и власть: «прозри». Кто из пророков исцелял так, то есть с такой властью? Отсюда и глас, происшедший от истинного Света (Ин. 1, 9), стал светом для больного. Заметь и благодарность исцеленного. Ибо он пошел за Иисусом, славя Бога и других располагая к прославлению Его.
Ст. 35-36 Бысть же егда приближишася во Иерихон, слепец некий седяше при пути прося: слышав же народ мимоходящь, вопрошаше: что убо есть се
Об этом исцелении повествуют и еванг. Матфей (Мф. 20:29, 34) и Марк (Мк. 10:46, 52), но повествуют с некоторою разницею: 1) евангел. Матфей повествует не об одном, а о двух слепцах, 2) по сказанию его, исцеление совершено при входе в Иерихон, а по сказаниям Марка и Луки – при выходе оттуда. Это разногласие объясняется следующим образом: 1) По всей вероятности, Иисус Христос исцелил двух слепцов, как повествует Матфей, но Марк и Лука упоминают только об одном, должно думать, потому, что этот слепец был более известен народу, и исцеление его более повлияло на народ, чем исцеление другого. 2) Еванг. Лука, начиная повествование о чуде, употребляет греческое слово, которое означает собственно не выходить откуда, а находиться близ чего-либо с какой-либо стороны, и можно переводить это слово так, что Господь был близ Иерихона, при входе в него или при выходе. Можно думать и так, что Господь исцелил одного слепца при входе в Иерихон, а другого при выходе из него (Воскр. Чт. 25 г.).
Иерихон, это во времена Иисусовы был большой иудейский город. Он находится в 20-ти верстах к северо-востоку от Иерусалима и 7-ми к западу от реки Иордана (Об Иерихоне чит. в объясн. Лк. 10:30). Так как Иерихон стоял на равнине, окруженной возвышающимися одна над другою, горами, то окрестности его были прекрасны, растительность роскошная, климат превосходный. Слепец седяше при пути прося. Это бывает и у нас, что слепцы и другие нищие сидят у дороги, чтобы просить милостыню у проходящих, особенно у богомольцев. Еванг. Марк называет сего слепца и по имени: Вартимей (Мк.10:46), т. е. сын (вар) Тимеев.
Толкование на Евангелие от Луки.
Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни
См. Толкование на Лк. 18:31