Ст. 10-11 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники
Это обычная человеческая история, что Христос продается из души «за сребренники». «За сребренники», за материальные блага, за удобства жизни, за боязнь лишений, из-за кичливого нежелания расстаться с самостью вытесняется из души Бог. Конечно, продажа совершается не как явная сделка (хотя бывает и это), чаще она представляет из себя длительный процесс компромиссов. Но всегда в основе всякого компромисса лежит предпочтение «сребренников», т.е. материального духовному. А потому рассуди: всякая измена Богу разве не будет предательством Его?
«Слава снисхождению Твоему, Человеколюбче!» (Великая Пятница, вечерняя стихира на стиховне).
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Недоумение XXXII. Почему Матфей и Марк пишут, что Иуда договорился о серебре за предательство после трапезы в Вифании (Мф. 26:14; Мк. 14:10), Лука же, говоря [о предательстве], умолчал о предшествующей [трапезе] (Лк. 22:3), а Иоанн трапезу вспомнил, однако не в Вифании? И относительно времени [предательства] он, как полагают, с другими [евангелистами] не согласуется, вспоминая ночь, в которую Господь был схвачен иудеями (Ин. 13:2-30).
Разъяснение см. Мф. 26:14
Ст. 10-11 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его
Когда жена оказала подобающую честь Христу, тогда ученик враждует против Него, и притом один из двенадцати. Ибо не напрасно сказано: «один из двенадцати», а для показания, что и он был из числа избраннейших учеников. Что же значит выражение: «чтобы предать Его»? то значит: да известит их, когда Христос будет один. Напасть на Него во время учения они боялись, чтобы не навлечь на себя беды со стороны народа; поэтому Иуда обещал предать Его им тогда, как Он уединится от всех.
И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им
История предательства Иуды, вкушения пасхи и тайной вечери у еванг. Марка передается совершенно одинаково с повествованием св. Матфея (Мф. 26:14-30).
Вот что замечает св. Златоуст, объясняя сказание Евангелия о предательстве Иуды: „Без опасения Евангелисты говорят, что Иуда был из числа двенадцати. Таким образом, они не скрывают ничего, даже такого, что кажется постыдным. Из этого видно, что они старались об одной только истине, и о том, чтобы не утаить события“. Иуда назван Искариотом по своему происхождению из города Кариота: (Мф. 10:4).
Ко архиереом (первосвященникам), так как они были первыми членами высшего еврейского судилища, Синедриона (чит. объясн. Мк. 14:1).
Чем объяснить поступок предательства Господа Иудой? Толкователи Евангелия объясняют это так: Иуда пришел к Господу с земными видами, – с надеждой на открытие Им славного земного царства. Зараженный страстью к деньгам, он рассчитывал, с открытием сего царства и занятия в нем высокого места, удовлетворять своей страсти. Но когда увидел, что Господь не ищет земного царства, а, напротив, говорит о кресте и страданиях, то решил оставить Его. Но и тут корыстолюбивый Иуда возымел намерение приобрести деньги. Он знал, что первосвященники и книжники ненавидят Господа и хотят погубить Его, и вот решил предать им своего Учителя и за это получить деньги.
„ Столь великое зло – сребролюбие! восклицает при сем св. Златоуст. Оно сделало апостола Христова Иуду и святотатцем, и предателем. Слушайте и берегитесь страсти сребролюбия. Эта страсть самая ужасная из всех страстей. Отселе убийства, отселе войны и драки, отселе всякое зло. Она сильнее демона приводит в неистовство души, которыми овладевает, заставляет забыть ближнего и законы природы, отнимает даже ум“.
Вот как один из духовных писателей изображает душевное состояние Иуды, когда он задумал предать Господа: „Ослепленный страстью сребролюбия, он намеренно с ожесточением гнал от себя прочь всякую мысль, которая могла бы остановить его на погибельном пути. Если Иисус есть истинный Мессия, то разве Он не может спасти Себя чудом? А если нет, если Он не Мессия, то не Сам ли Он не раз говорил, что Ему должно умереть? Значит, это неизбежно, почему же мне не извлечь из сего какой-либо пользы? Почти четыре года я провел среди этих бедных галилеян, около сего странного Учителя Бессребреника, и все это время потеряно мной напрасно: нет никакой надежды на исполнение моей заветной мечты“… (Тр. лист.).
Толкование на Евангелие от Марка.
Ст. 10-11 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его
(См. Мф. 26:14–16).
Помазание Христа миром имело место «за шесть дней до Пасхи» (см. Ин. 12:1), и если Марк, как и Матфей, изображает его как будто совершившееся перед самым днем предательства Христа Иудою, то делает это для того, чтобы выявить всю гнусность поступка Иуды в противоположность любви, проявленной по отношению ко Христу женщиной, апостол Христа является предателем Его! Поэтому стих 10 и должен, собственно, следовать непосредственно за 5-м стихом рассматриваемой главы.
Днем предания или уговора Иуды с первосвященниками церковное предание полагает среду.