И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря
И видех иного Ангела, имуща печать Бога живаго,- Что некогда было открыто Иезекiилю о муже, облеченном в подир, т. е. в длинную льняную одежду и полагающем печать на лица стенящих (Иез. 9, 4), чтобы с неправедными не погубить и праведных (ибо и Ангелам неизвестны сокровенные добродетели Святых), то же самое открывается и Блаженному, когда высшим святым силам повелевается не делать ничего согрешившим до тех пор, пока не познают они служителей истины, отличенных запечатлением. Хотя отчасти сие случилось и прежде, когда уверовавшие во Христа в числе многих тысяч, как говорит о количестве их великий Иаков блаженному Павлу, избегли опустошения Иерусалима Римлянами, но преимущественно сбудется сие, как упомянуто, во времена пришествия антихристова, когда печать Животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христово.
И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря
[Что касается] ангела, нисходящего от востока солнца, Иоанн говорит о пророке Илии, который намеревался упредить время антихриста для восстановления и укрепления церквей от нестерпимого гонения. Об этом мы читаем при открытии книги и Ветхого Завета, и Нового Возвещения. Ибо говорит Господь через Малахию: вот, я пошлю к вам Илию пророка обратить сердца отцов к детям и сердце человека к ближнему своему (Мал 4:5-6), - то есть ко Христу через покаяние. Обратить сердца отцов к детям - вслед за временем призвания заново призвать иудеев к вере идущего вслед за ними народа. И потому Иоанн указывает число [тех] из иудеев, которым надлежит уверовать, и большое количество из язычников.
Толкование на Апокалипсис.
Ст. 2-3 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога ясиваго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего
Господь, родившийся во плоти, Ангел великого совета, Вестник воли Отца, посетил нас с высоты востока (Лк 1:78) и принес знамя креста, которым положил печати на лица тех, кто Его. <…> Громок глас Господа, возглашающего: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:17). <…> Для того было разрушено владычество язычников, чтобы лики святых были отмечены знаком веры, в которой они устояли. Ведь и сам облик креста, раскрытого во все стороны, говорит о Царстве Божием <…>. Не зря на челе первосвященника писалось четырехбуквенное имя Божие - ведь это знак, которым отмечается чело верных, как и поется в псалме: Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! - и далее, до слов: дабы сделать безмолвным врага и мстителя (Пс 8:2-3).
Изложение Откровения.
Ст. 2-3 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего
Что божественный ангел восшел от востока солнца, но не от захода и вечера, означает проповедь Евангелия и возвещение блага. Ибо нынешнюю печать [Бога живого] предвидел в Духе пророк, когда сказал: явился на нас свет лица Твоего, Господи (Пс 4:7). А теперь по справедливости повелевается, чтобы не делали вреда, доколе не положена будет печать на тех из иудеев, кто достоин спасения, чтобы невольно не пострадали никаким образом праведники наряду с грешниками.
Комментарий на Откровение.
И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря
Со временем, однако, это спокойствие и мир прекратятся. - Появляется новый Ангел, который в своей руке имеет печать Бога живаго. Печать эта принесена Ангелом для избранных рабов Божиих и должна быть прежде всего отличием и преимуществом избранных рабов Божиих, указанием на их близость к Господу Богу и на покровительство Божие. Поэтому нужно сказать, что печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членов Христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид - чело (Быт 4:15). Но трудно сказать, будет ли это состояние отмечено и каким-либо внешним знаком.