Ст. 13-16 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его
Некоторые утверждают, что эти четыре Ангела суть Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил, связанные всесилием Божественного созерцания и вместе с другими бесчисленными Ангелами разрешенные в день судный для осуждения нечестивых, из которых третья часть будет истреблена. Я же думаю, что и сии суть связанные в пришествие Христово прелукавые демоны, которые по Божественному повелению, исходящему от пренебесного жертвенника, образ коего был в древней скинии, и разрешаются Божественным Ангелом для возмущения народов не только против христиан но и друг на друга, чтобы чрез сие явились одни испытанными, верными и достойными лучших наград, подобно созревшей пшенице, - высших обителей и хранилищ, а другие, подобные плевелам, - нечестивые, бесконечно грешные и не раскаявшиеся, и здесь справедливо наказуемые, получили еще более жестокое осуждение на суде. - А что связаны были при Евфрате, в том нет ничего странного ибо, по изволению Божию, до времени были осуждены одни в бездну, другие в свиней, некоторые в иные места, чтобы по совершенном окончании брани против людей подвергнуться им вечным мучениям. А может быть, упоминанием о Евфрате указывается на то, что из тех стран выйдет антихрист. - Во множестве же бесов сомневаться нельзя; и все святые свидетельствуют, что ими переполнен воздух. - А что значит третья часть избиенных, о том говорили мы уже ранее.
и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом
Под жертвенником, стоящим пред Богом, надо понимать Церковь, которая во время последних гонений отважилась пренебречь словами и приказаниями безжалостнейшего царя и отделиться от повинующихся ему.
Изложение Откровения.
Шестой ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом
Шестая [труба говорит] о начале антихристом и его сторонниками войны против Церкви и - после вставки, посвященной повторению повествования о пришествии Господа, - о поражении этого врага.
<…> Шестой ангел символизирует тех, кто пророчествует о последних испытаниях, раскрывает, как предсказывает Евангелие, обман антихриста.
Без сомнения, рога золотого жертвенника суть Евангелия, которые выступают вперед из тела Церкви.
Изложение Откровения.
Шестой ангел вострубил
Говорится, что первое горе прошло и зазвучала труба шестого ангела: это возвещение последней проповеди - проповеди шестого периода.
Фрагменты.
Ст. 13-14 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате
Новое горе поражает мир по звуку шестой трубы. Под золотым жертвенником, как и 8:3, разумеется жертвенник кадильный, находившийся в святилище скинии; и четыре рога, упоминаемые Иоанном, должны напоминать рога того жертвенника (Исх. 27:2). Рога, вообще служащие символом могущества, находясь при жертвеннике, указывают на милосердие Божие. Под четырьмя ангелами, связанными при реке Ефрате, разумеются ангелы злые, а под р. Ефратом - неточное географическое название исторической местности, так как это не соответствует бесплотной природе ангелов, но есть символ. Злые ангелы - демоны после страданий Иисуса Христа были связаны повелением Божиим в своей зловредной деятельности. Указание же на реку Ефрат, как место их лишения свободы, говорит о том, что здесь прежде всего должна проявиться свобода их деятельности; здесь, а не в другом месте, они обнаружат свои зловредные действия. При Ефрате, в нечестивом и развратном Вавилоне (16:19; 18:10) или в городе (и местности), подобном ему по своему нечестию, злые ангелы впервые пред концом мира получат свою полную свободу в среде нечестивых, отпадших от христианской веры и ее спасительной силы.
Толковая Библия.