Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет
См. Толкование на Откр. 20:1
Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет
См. Толкование на Откр. 20:1
Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет
Для этой цели Он положил вражду между змеем и женою и ее семенем, которую они сохраняют между собою: один будет уязвляем в пяту, но сам может наступать на главу врага, а другой уязвляет, убивает и препятствует хождению человека, пока не придет Семя, предопределенное попрать главу его, Которое и родилось от Марии. И о нем говорит пророк: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Пс 90:13), показывая, что грех, который восстал и распространился против человека и сделал его подвластным смерти, лишится своей силы вместе с царствовавшею смертию и что Им попран будет в последние времена нападающий на человеческий род лев, то есть антихрист, и что Он свяжет дракона, древнего змия и подчинит его власти человека, некогда побежденного, для сокрушения всей его силы.
Адам был побежден и лишился всякой жизни; посему с победой, в свою очередь, над врагом Адам возвратил себе жизнь; последний же враг истребится - смерть (1 Кор 15:26), прежде властвовавшая над человеком. Поэтому с освобождением человека и сбудется написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало? (1Кор 15:54-55). А это не могло бы быть справедливо, если бы не был освобожден человек, над которым прежде возобладала смерть. Ибо его спасение есть разрушение смерти. Когда же Господь оживотворяет человека, то есть Адама, то и смерть разрушена.
Против ересей.
Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет
Сам Господь Иисус Христос говорит: Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его (Мк 3:27). Под именем сильного он дает разуметь дьявола, потому что дьявол в силах был удержать в плену род человеческий; под вещами же его, которые имел расхитить, дает разуметь будущих верных своих, которых тот держал в различных грехах и нечестиях. Так как тому сильному предстояло быть связанным, то упомянутый апостол видел в Апокалипсисе Ангела, сходящего с неба <… > который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, то есть устранил и ограничил его власть обольщать и держать в своих руках тех, которых ожидало освобождение.
Тысяча же лет, как мне кажется, может пониматься двояким образом. Или что это совершается в остальные годы тысячелетия, то есть в тысячелетие шестое, как бы в шестой день, последние часы которого проходят в настоящее время, а затем последует не имеющая вечера суббота - то есть не имеющий конца покой святых; так что тысячью лет апостол назвал последнюю, остающуюся до конца века часть тысячелетия, как бы часть дня, употребив тот способ выражения, по которому часть называется именем целого. Или тысячью лет он назвал все остальные годы этого века, так что совершенным числом обозначается полнота времени. Ибо число тысяча есть полный квадрат числа десять. Десять, взятые десять раз, дают сто - что есть фигура квадратная, но плоская. Чтобы она получила высоту и сделалась полной, сто умножается снова на десять, и получается тысяча. …Тем более для обозначения совокупности всего употребляется тысяча, которая представляет собой полноту десятичной квадратуры. Лучшего толкования нельзя дать и тому выражению, которое читается в псалме: Вечно помнит завет свой, слово, которое заповедал в тысячу родов (Пс 104:8), то есть во все роды.
О граде Божием.
Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет
В греческой графике тысяча обозначается буквой альфа (А). В альфе начало, то есть Христос, в имени - крест, который есть наша победа и поражение злого врага. Следовательно, крестом Христа и его властью положен предел вражде мира, которая соблазняет населяющих землю. Ибо никакое время не течет в этой вечности, и вечность Его времени не может иметь никакого конца и никаким числом лет не может исчерпаться. Итак, властью Господа и силою креста связывается сатана в бездне.
Трактат на Откровение.
Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет
Дьявол переводится как текущий вниз, по-гречески же - обвинитель, клеветник. Сатана же переводится как противостоящий, либо предатель. Таким образом, его называют драконом из-за вреда, который он причиняет; змеем из-за хитрости, с которой он обманывает; дьяволом из-за того, что он пал со своей прежней ступени; сатаной - за упорство, с каким он противостоит Богу.
Изложение Откровения.
Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет
Разве книга Откровения представляет нам тысячелетний период безбожных греков, перевоплощение душ, летейские струи и не знаю уж какой еще вздор и пустословие, сообщая, что дьявол будет скован на тысячу лет, а затем будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы (Откр 20:7)? Прочь столь губительные учения, подобающие эллинскому скудоумию! Что же на самом деле говорится? Вот изречено у пророка: ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи (Пс 89:5). Итак, тысяча лет счисляется как один день в глазах Бога. Это же написано и во Втором послании божественного Петра: Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет 3:8). И это так.
А божественный пророк Исайя говорил о полном вочеловечении Господа как о дне и сказал: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе (Ис 49:8). И не только [такие примеры], но также и псалмопевец этот самый день называет утром, в одном месте говоря о радости нашего спасения: сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс 117:24); в другом гимнословя: рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и Ты узришь меня (Пс 5:4). Ведь наши моления удостаиваются благоприемлющего взгляда Бога Отца при посредничестве и примирении Господа.
И еще раз говорится про Иерусалим: Бог поможет ему с раннего утра (Пс 45:6). Днем и утром стало воплощение Господа, поскольку воссияло для нас Солнце праведности (ибо так выразился Малахия) и доставило нам свет ведения (Ос 10:12). Об этом божественном свете предрекал Захария, когда говорил: [по благоутробному милосердию Бога нашего], которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк 1:78); в согласии с чем говорит и пророк: Бог - Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника (Пс 117:27) <…>
Поскольку говорится, что день счисляется Богом как тысяча лет, и, опять же, пребывание Господа на земле называется днем, то и сказано, что этот день - тысяча лет, так как нет никакой для Бога разницы между одним днем и тысячью лет. В это время вочеловечения Господа дьявол был скован и не был в силах противиться чудесному явлению Спасителя. Поэтому, ощутив эти духовные оковы, нечестивые демоны возопили: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф 8:29). Но и Господь сказал, делая разъяснения об их оковах: Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его (Мф 12:29).
Стало быть, поскольку, как сказано, мы осмысливаем вочеловечение Господа и пребывание на земле как один день и тысячу лет, без различения вслед за божественным Писанием, то такое число упомянуто в сокровенном значении. Вот что гласит книга Откровения: И увидел я другого Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и цепь в руке своей. А когда он одолел дьявола, сковал его <…> и низверг его в бездну. То, что сделал Господь с дьяволом духовным образом, евангелист наблюдал словно изображение на доске. Ведь коль скоро невозможно было Иоанну как человеку видеть духовный мир, то он описывает случившееся телесным образом <…> Сказано: дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет. Ибо для пребывания Господа на земле необходимо было немного больше поддержки и попечения с целью предотвратить деятельность нечистых демонов против людей, сходную с той, что имела место во времена, предшествовавшие вочеловечению.
Комментарий на Откровение.