Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек
«И взя, – сказано, – и раздели их на полы». Надобно заметить, что не напрасно и не без причины Он (Бог) назначил и самый возраст: Он повелел взять трехлетних, то есть, взрослых и совершенных. «И раздели я (Авраам) на полы, и положи я противолична едина ко другому, птиц же не раздели». И сидя, охранял разделенные части, чтобы не повреждали их прилетающие птицы, и это делал он (Авраам) целый день.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 37.
Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек
Обратите особое внимание на то, что сказано об Аврааме: он разделил животных пополам и положил одну часть против другой, только птиц не рассек, - говорит Писание. Почему же так, братья? Потому что в Церкви кафолической плотские люди разделяются, а духовные - нет, и, как Писание говорит, они разделяются друг против друга (ср. Мф. 12:25). Почему плотские люди разделяются и противостоят друг другу? Потому что все порочные любители мира сего не стремятся избегать разделений и ссор между собой: они потому разделены, что противостоят друг другу. А вот птицы, то есть люди духовные, не разделены. Почему так? Потому что у них одно сердце и одна душа (Деян. 4:32) в Господе, потому что им свойственно хотеть одного и того же и не желать одного и того же. Горлицы и голуби, упомянутые выше, уж точно похожи на такие души. Горлица символизирует чистоту, голубь - простоту. Все богобоязненные люди в кафолической Церкви, понятно, чисты и просты, так что могут вторить псалмопевцу: кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы (Пс. 54:7); и еще сказано: И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих (Пс. 83:4).
Плотские люди, способные разделяться, находятся под давлением тяжких оков порока - люди духовные устремляются ввысь на крыльях различных добродетелей. Словно на двух крылах, то есть двух заповедях любви к Богу и ближнему своему, они поднимаются на небеса. Вместе с апостолом они могут сказать: Наше же жительство - на небесах (Фил. 3:20). И когда священнослужитель говорит «Горе имеем сердца», они с твердостью и рвением могут сказать «Имамы ко Господу», но не часто и не многие люди в Церкви могут утверждать это ответственно и правдиво.
Итак, Авраам не разделил птиц, потому что духовные люди, имея одно сердце и одну душу, как я сказал, не могут отделиться от любви к Богу и любви к ближнему. Они восклицают с апостолом: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение? (Рим. 8:35), и далее следуют другие возможные причины, пока не сказано так: ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Потому мучения не могут отделить от Христа людей духовных, а людей плотских может разделить даже праздная сплетня. Жестокий меч не разделит первых, плотское чувство может сделать это со вторыми: ничто суровое не сломит людей духовных, но плотских может подкупить даже льстивое слово. Вот поэтому Авраам разделил животных пополам, а птиц не разделил.
Проповеди.
Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек
См. Толкование на Быт. 15:1
Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек
Рассек их пополам. Без сомнения, и сие разделение, и расположение животных по частям сделано было по повелению Божию, хотя сие последнее и не полно в повествовании Моисея. Описанный здесь обряд был обыкновенный в древности обряд вступления в завет или в союз (Иер. 34:18-19), который употреблялся и у язычников (Boch. ffier. p. I. L. II, с. 33). От сего обряда произошли выражения сещи союз, сещи клятву (Iliad. В. V. 124). Прохождение вступающих в союз между двумя половинами рассеченных животных, может быть, знаменовало то, что как сии рассечения составляли прежде одно тело и имели одну жизнь, так обе союзные стороны обещают взаимно водиться единым духом и составлять единое общество. Бог, употребляя при вступлении в завет с Аврамом обряд, свойственный союзам человеческим, делает некоторое применение к тому, что Патриарх не имеет на земле довольно надежных союзников для своей безопасности, и поставляет Себя во всевозможной к нему близости.
Толкование на Книгу Бытия.
Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек
Потому и сказано: только птиц не рассек, что деление бывает между плотскими, а духовные неразделимы, ибо они избегают деловых пересудов людей, как горлица, или живут среди них, подобно голубю. Каждая из этих птиц проста и невинна, означая, что в самом народе Израиля, которому земля дана будет, нераздельно дети обетования и наследники Царства в вечном блаженстве пребывать будут.
О граде Божием.
Ст. 10-11 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их
Ни к чему разбирать это священнодействие в настоящем сочинении. Скажу лишь то, что вместо приведенных мною слов в еврейском тексте написано: «И спускались на трупы хищные птицы, и Аврам отгонял их». Ведь по его заслугам Израиль часто избавлялся от бед.
Еврейские вопросы на Книгу Бытия.
XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт. 15:1–15). В сей паремии описывается откровение Божие Авраму о судьбе его потомства.
Взя же он вся сия и раздели я на полы и положи я противолична едина к другому: птиц же не раздели
См. Толкование на Быт. 15:9
Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек
См. Толкование на Быт. 15:9