и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя
Затем, чрез приложение буквы, на самом имени праотца, как бы на каком столпе, начертав неизгладимое знамение (своего) обетования, Бог говорит далее праотцу: «и поставлю завет Мой между тобою, и между семенем твоим по тебе, в роды их, в завет вечен, да буду тебе Бог». Не только о тебе, говорит, покажу великое попечение, но и о семени твоем после твоей смерти. Смотри, как (Бог) ободряет дух праведника, обещая ему, что будет иметь великое промышление и о семени его. В чем же сила завета? «Да буду, – говорит, – тебе Бог и семени твоему по тебе». Это будет величайшее из всех благ для тебя и для семени твоего.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 39.
и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя
Буду твоим Богом и потомства твоего после тебя. О важности обетования сего нетрудно сделать заключение из того, что в продолжение одной настоящей беседы Божией с Авраамом, но произносится троекратно (Быт. 17:7, 8, 19), и, наконец, относится к Исааку преимущественно пред Измаилом, как главная и существенная принадлежность завета. Внешний образ или выражение обетования сего делается понятным из сравнения оного с обыкновением идолослужителей присвоять себе и называть своим то мнимое божество, которое они почитают в идолах своего дома, города, страны и от которого почитают себя вправе требовать особенного покровительства. Примером сего служит Лаван (Быт. 31:30). Может быть, мысль и желание усвоять себе богов были безобразным произведением первоначально истинного, но впоследствии поврежденного предания о предопределенном усвоении Божества избранному племени. Бог, противополагая истину заблуждению, открывает Аврааму, что Он точно будет его Богом и его потомства, паче прочих человеков и народов.
И Бог есть Бог Авраама и потомков его:
по имени: Бог Авраамов, Исааков, Иаковлев (Исх. 29:45-46);
по сохранении истинного богопознания и богослужения в их потомстве;
наипаче же по воплощению.
Толкование на Книгу Бытия.
и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя
См. Толкование на Быт. 17:6
XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт. 17:1–9). В сей паремии повествуется о завете Божием с Аврамом.
И поставлю завет Мой между Мною и между тобою, и между семенем твоим по тебе в род их, в завет вечен, да буду тебе Бог и семени твоему по тебе
Новое условие завета со стороны Бога состоит в том, что Он обещается быть Богом Авраама и его потомства, т. е. иметь его с потомством, именно с избранной частью потомства [евреями и христианами], под особенным своим покровительством, являть особенную близость к ним, как избранному уделу Своему в беспредельной области Своего владычества. И это условие будет иметь силу «вечно», – по отношению к плотским потомкам Авраама относительно «вечно», т. е. дотоле, пока будет существовать ветхозаветная церковь и еврейское государство, – а в отношении к духовным потомкам Авраама – христианам, – «до скончания века» (Мф. 28:20).
Толкование на паремии из книги Бытия.
и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя
«и поставлю завет Мой… завет вечный…» Слово «век» в библейском употреблении имеет свой, более узкий, чем обычный, смысл; оно указывает на завершение или окончание известного периода, после которого имеет открыться новый «век», т. е. начаться новый период (Евр. 1:3). В данном случае «вечность» завета означает продолжение его до конца периода ветхозаветной церкви и до наступления новозаветных времен; по отношению же к сим последним оно имеет абсолютное значение, при условии соответствующих изменений (Мф. 28:20; 1 Кор. 15:28).