Ст. 8-10 Аще бо дал бы, да приидет прошение мое, и надежду мою дал бы Господь. Начен Господь да уязвляет мя, до конца же да не убиет мя. Буди же ми град гроб, на егоже стенах скаках в нем: не пощажу: не солгах бо во словесех святых Бога моего
Не пощажу, ибо я не солгал в словах святых Господа моего. «Не пощажу возражений вам, - говорит он, - ибо не сознаю за собой ничего такого, что вы говорите. Но я не говорю этого, но только то, что терплю удары сильнее собственной природы. Ибо величина моих мучений превышает силу человеческих тел». Ты же понаблюдай за тем, как везде, даже в столь великом страдании, он нигде не допустил упоминания о своих добрых поступках, но до сих пор скрывает их. Он с великим дерзновением в собрании и при славных зрителях предавал огласке свои грехи, а о добрых поступках своих даже в столь великом страдании умалчивает. Ибо он не говорит: «Я праведен и терплю такое», но: «Я не могу вынести», как и Давид говорил: Помилуй меня, ибо я немощен (Пс. 6:3). <…> А слова: «Я немощен, я не камень», - принадлежат не тому, кто хочет показать, что он незаслуженно наказывается, но тому, кто, напротив, [признает], что это справедливо, только он не может этого вынести и поэтому просит снисхождения.
Комментарий на Книгу Иова.
Ст. 8–10 О когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог! О если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня! Это было бы еще отрадою мне, и я крепился бы в моей беспощадной болезни, ибо я не отвергся изречений Святаго
Моральный смысл
Пример Иова благословляющего Того Кто его карает Нас сокрушает Бог сокрушает и диавол но разными способами – Но, быть может, он возглашает это из упрямства, может быть, обвиняет Наказывающего в несправедливости, желая совершенно погибнуть. Да не будет так. Ведь с каким смыслом он желает этого, показывает в последующих словах, говоря «Да не отвергнусь изречений Святого». Он никоим образом не ропщет на несправедливость Наказывающего, называя Его даже среди ударов Святым. Но следует знать, что иногда нас изнуряет враг, а иногда – Бог. Однако, из мучения диавольского нас избавляет добродетель, а когда нас сокрушает Бог, мы укрепляемся в добродетели против пороков Такого рода сокрушение имел в виду пророк, когда говорил «Ты поразишь их жезлом железным, сокрушишь их, как сосуды горшечника» (Пс 2:9). Господь поражает и сокрушает нас жезлом железным, так как, когда Он нас внутри восстанавливает строгой справедливостью Своего руководства, внешне Он нас сокрушает. Ведь у кого Он смиряет плотскую доблесть, того возвышает в ревности духовной. Потому и это сокрушение уподобляется сокрушению сосудов горшечника, так как и Павлом сказано: «Имеем сокровище наше в скудельных сосудах» (2 Кор. 4:7). Он же, выражая Его сокрушение и руководство, сказал: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Итак, святой муж, желающий даже в наказаниях приблизиться к Богу, говорит, в духе смирения:
О, если бы Бог благоволил сокрушить меня
Превозносящегося добродетелями Бог милосердно сокрушает – Ведь, как правило, Бог начинает возбуждать в нас сокрушение о пороках. Но когда душа величается с самого начала и когда превозносит себя, будто бы на основании добродетелей, она открывает доступ свирепствующему против нее врагу, который проникая в глубины сердца, разрушает все, что ни найдет связанного с желанием благого начинания. И настолько же тяжко, насколько и сурово он себя проявляет в этом разрушении, поскольку даже если он нападает и на человека скромного, причиняет боль и страдание. Потому и по свидетельству Евангелия, гласа Истины, в заброшенный дом совести нечистый дух, ушедший в одиночестве, возвращается с семью другими духами (Мф. 12:45). Потому святой муж молится подобающим образом, чтобы после начала божественного обличения не овладел им тайно древний враг и не разрушил его добродетелей, говоря: «О если бы Бог благоволил сокрушить меня», как если бы он открыто говорил: «То, что начал Он совершать, карая меня, да не прекратит, чтобы не предать меня оставленным на попрание врагу». Потому и прибавляется удачно:
Простер руку Свою и сразил меня
Как следует бояться чтобы не удержал Он руки Своей для поражения наших пороков – Ведь часто возгордясь из-за уверенности в длительном процветании, мы воодушевляемся в некоем состоянии превозношения Когда же Создатель видит, что мы превозносимся, но любовь Свою к нам не выражает ударами, Он, как бы связанный, удерживает Свою руку для поражения наших пороков Разве не любовь удержала Его руку, когда Он говорил согрешающему народу «Так поклялся не гневаться на тебя» (Ис. 54:9) и «отступит от тебя негодование Мое» (Иезек. 16:42)? Таким образом, «если бы простер руку» означает «да проявит любовь». И верно прибавляется «и сразил меня» Ведь когда нас поражает, безмятежных и напыщенных от избытка добродетелей, либо внезапная боль от бича, либо искушение немощью, тотчас с вершины своего состояния рушится подкошенным превозношение нашей души, чтобы она сама по себе ни на что не дерзала, но, поверженная ударом своей немощи, искала руки Облегчающего. Именно поэтому, когда святые мужи подозревают в себе такое расположение духа, они только больше начинают бояться самих благоприятных обстоятельств, жаждут искушений, стремятся быть поражаемыми, покуда боязнь и печаль не наставят душу беспечную в том, чтобы собственная беспечность не поразила ее саму худшим образом, покуда она еще находится в странствии, и враг нападает из засад. Потому и сказал псалмопевец «Искуси меня, Господи, и испытай меня» (Пс 25:2). И еще говорит «Я на раны готов» (Пс. 37:18). Ведь поскольку святые полагают, что язва повреждения их души не бывает без нагноения, они охотно предаются для разрезания в руки Врача, чтобы, когда рана будет открыта, вышел из нее яд греха, ибо скрывается он под здоровой кожей. Потому и прибавляет он к этому:
Это было бы еще отрадою мне, и крепился бы в моей беспощадной болезни
Святые страшатся удач а желают бичеваний – Избранные те, кто, познав, что они совершили недозволенное, исследовав себя, обнаруживают это; поскольку они не претерпели за беззаконие ничего неприятного, они изнывают от силы безмерного страха, мечутся от томления, возбужденные зловещими подозрениями, прикладывают усилия, чтобы не оставила их навек милость Божия; которых в настоящей жизни нисколько не хранит воздаяние за совершенное ими зло. Они желают подвергаться ударам Отеческого бичевания и считают боль ран лекарством спасения. Итак, справедливо говорится: «Это было бы еще отрадою мне», как если бы открыто говорилось: «потому Он щадит некоторых, чтобы подвергнуть их вечной муке, так что Он поражает меня, чтобы, не щадя, помиловать в вечности. В унынии тем себя утешаю, что, зная нагноение испорченности человеческой, твердо предаюсь надежде на спасение с помощью ран». И потому не надменному, но смиренному душой объявил он это, прибавляя, как уже сказано нами выше, и открыто говоря:
Ибо я не отвергся изречений Святого
Бог часто в молчании говорит делами Своими – Зачастую для нас слова Божии – не звук сказанного, но результат Его деяний Здесь нам говорится о том, что Бог в молчании о нас печется. Поэтому блаженный Иов противился бы речам Божиим, если бы роптал на Его удары. Но то, что он думал о Наносящем ему раны, показывает, терпя (как мы уже сказали выше) удары и называя Его Святым.
Моралии на книгу Иова.
Ст. 8-10 Аще бо дал бы, да приидет прошение мое, и надежду мою дал бы Господь. Начен Господь да уязвляет мя, до конца же да не убиет мя. Буди же ми град гроб, на егоже стенах скаках в нем: не пощажу: не солгах бо во словесех святых Бога моего
Прося себе во вред язву, он неустанно молится об исполнении своего прошения, о том, чтобы его цель была достигнута. Он хотел дойти до предела своего подвига и явить друзьям ради их пользы причину своих страданий, потому что они были наведены на него ради подвижничества. Ибо таким образом они не согрешали бы против праведного, но воспринимали его ревность по Богу, стремясь подражать терпению и мужеству, которые проявлял святой, говоря: Если даст и исполнится прошение мое. Ибо он молится и о том, и о другом, чтобы и он получил венец за подвиг, и те не сочли терпение страданий тщетным. И можно увидеть и подивиться его мужеству в таких страданиях, во-первых, потому, что он не отверг ответ другу, имея в качестве предлога [свои страдания], но еще и потому, что, подобно доблестному подвижнику, он воинственно восстает на противника, зная, что не без Божьего попущения произошло это нашествие [бед], и говорит: О, если Бог начал, пусть он сокрушит меня, только не до конца истребит меня!, хотя мог сказать: «Пусть он дарует перенести исход скорбей». Этому подобно изречение: и не введи нас в искушение (Мф. 6:13), которое часто понимается как слова: «да не случится [нам] поддаться обольщениям».
Комментарии на Книгу Иова.
Ст. 8-9 О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог! О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня
В виду тяжести страданий жалобы Иова естественны и понятны, естественно и соединенное с ними (Иов. 3:3-11 и т.д. ) желание смерти. Чем скорее она наступит, тем лучше, поэтому Иов желает умереть от быстро поражающей руки Божией (ст. 9 ср.: Ис. 38:12-13).
Толковая Библия.